Развитие мелкой и пальцев рук

Развитие мелкой моторики у ребенка: ТОП-5 лучших методов для правильного развития. Возрастной календарь развития

Нормальное развитие ребенка, начиная с грудного возраста и требует занятий по развитию мелкой моторики. Многие родители наверняка слышали этот термин, а вот что он обозначает и почему так необходимы занятия знают не все. Давайте поговорим про развитие мелкой моторики: что оно собой представляет, зачем нужны занятия, какими они должны быть?

Детская физиология и особенности развития мелкой моторики

Общая моторика представляет собой движения тела, которые совершаются под командованием психоаналитических реакций в мозговом центре. Выделяют три основных вида моторики:

  • Крупная. Работа больших мышц (пробежки, отжимание)
  • Мелкая. Движение кистей рук и пальцев. Сюда входит совмещения действий (глаза + руки при рисовании).
  • Артикуляционная. Возможность и умение координировать функции речевых навыков (связной разговор).
  • Западные ученые, проведя исследования в области психологии и сделали вывод, что именно одна третья коры мозга ответственна за мелкую моторику. Эта часть находится «по соседству» с мозговым речевым центром. Этот факт дает возможность говорить про то, что развитие мелкой моторики у грудничка влияет на процесс формирования:

    Было подмечено, что детки, хорошо владеющие своими ручками, более усидчивы и утомляются намного меньше, чем детки, с которыми не проводились занятия по развитию мелкой моторики.

    Календарь норм формирования мелкой моторики у малышей или что и когда надо уметь?

    С рождение родители следят за развитием своего малыша. Очень большое значение в нем занимает именно мелкая моторика. Ведь с рождения, кроха начинает разглядывать свои ручки, после осмысленно двигать ими, управлять. Первоначально у него не все получается, но при помощи мам и пап он начинает брать предметы в ладонь, после использует пальчики, берет ложку, погремушку и т. д. О роли погремушки в развитии ребенка можно узнать из статьи: «Значение погремушки в развитии новорожденного».

    Каждый возраст имеет свои нормы развития мелкой моторики, то есть, ребенок способен делать определенный спектр действий. По мере созревания и развития нервной системы малыш обретает все новые и новые возможности развития. За формированием этих навыков нужно следить, так как каждое последующее достижение может произойти лишь после успешного освоения определенных навыков своего возраста.

    Поэтапный календарь норм развития мелкой моторики

    1. 4 месяца после рождения. Первые недели у новорожденного ручки сжаты в кулаки, и если говорить о развитии мелкой моторики, то именно разжатие сомкнутых кулачков, можно назвать первым действием в ее развитии. Все движения крохи ещерефлекторны, хотя малыш пытается их как-то скоординировать. Первоначально он учится управлять движениями глаз и головы, далее тянется за предметами руками, одинаково и левой, и правой, не выделяя доминантную. Поймав предмет в ладошку на рефлекторном уровне, зажимает кисть.
    2. От 4 месяцев до 1 года. Идет совершенствование движения рук, пальцев. Первоначально кроха учится использовать только одну руку, держа предмет. Далее, этот предмет перекладывается из одной руки в другую. К полугоду он уверенно держит в ладони небольшие предметы, а к 7–8 использует большой и указательный пальчик, дабы поднять с пола мелкие игрушки. Активно и осознанно использует руки, чтобы помочь себе сесть, встать, подержатся. Ближе к 12 месяцам смело может перебирать бусинки. Больше о развитии малыша этого возраста можно прочесть в статье: «Комаровский: дети до года».
    3. От 1 года до 2 лет. Действия совершенствуются. В этом возрасте малыш умеет держать ложку, управляться с ней. Проявляются навыки рисования. Он может изобразить каракули, точки и не совсем ровные кружочки. Ближе к двум годам заметно, какая из рук доминантная. Ребенок активно использует указательный палец, показывая его и трогая им незнакомые предметы.
    4. От 2 лет до 3 лет. В движениях задействованы не только кисти, но и предплечья, локти. К трем годам карандаш занимает правильное положение в руке и из-под него выходят первые шедевры в виде прямых линий, кругов, овалов, квадратиков. В это время карапуза необходимо познакомить с ножницами. В норме, когда он в три года умеет разрезать лист бумаги пополам.
    5. От 3 лет до 4 лет. В работе используется вторая рука. Так, если ребенок рисует правой рукой, то левой уже придерживает лист, на котором рисует. Он способен раскрасить фигуры, слегка выходя за контур. Вполне может вырезать нарисованную крупную фигуру из бумаги. Ближе к четырем годам у него получаются красивые мелкие детали в рисунках.
    6. От 4 лет до 5 лет. Пальчиковая моторика почти идеальна. Малыш, играясь и применяя навыки рисования, пользуется не полностью всей рукой, а только кистью. Раскрашивание рисунков становится четче и линии уже не выходят за контур. При помощи ножниц он способен вырезать довольно сложные фигурки.
    7. От 5 лет до 6 лет. Движения руками скоординированы. Ручка или карандаш уже уверенно «лежат» в доминантной руке. Малыш умеет писать ровные палочки в определенном поле. Хорошо пользуется ножницами. Помимо развития моторики, следует задуматься об социальной общительности и воспитании самостоятельности. Для этой цели подойдет домашний питомец. Если ваш выбор падет на собаку, то советуем прочесть статью: «Какую собаку подарить ребенку».
    8. Чем чревато отсутствие такого развития?

      Недостаточный уровень навыков мелкой моторики тормозит процесс формирования речевых функций. Если не проводить занятия с карапузом, начиная с грудного возраста, то как последствие в дальнейшем возникнут проблемы с памятью, логическим мышлением. На сегодняшний день довольно много приспособлений, игрушек, занятий, которые способны помочь малышу. Родителям со своей стороны необходимо следить за этапами развития, дабы у ребенка в школе не было проблем с успеваемостью, так как недостаток развития мелкой моторики приводит к отсутствию концентрации внимания, повышенной утомляемости, а эти показатели неизбежно приведут к отставанию от сверстников.

      Как развить мелкую моторику у детей?

      Начиная с самого рождения, родители должны уделять время для развивающих занятий с малышом. Первая помощь будет во вкладывании в ладошки погремушки. Далее, необходимо давать ему потрогать разные ткани и фактуры. С 8 месяцев можно применять следующие методы развития.

      Развитие мелкой моторики при помощи массажа

      Проведение грамотного массажа на ладошках у грудничка это отличный вариант развития моторики. Для проведения сеансов массажа можно привлечь опытного специалиста или проводить разминание ладошек самостоятельно. Манипуляции начинаются с 3 месяцев. Для одного сеанса вполне достаточно 5 минут. Выполнять массаж следует в следующей последовательности:

    9. ·аккуратно погладьте ладонь ребенка на протяжении минуты;
    10. ·разотрите до тепла ладонь;
    11. ·легкими постукивающими движениями своих пальцев пройдитесь по кистям и ладоням;
    12. ·несколько раз сгибайте и разгибайте пальцы;
    13. ·помассируйте каждый пальчик в отдельности.
    14. Развитие мелкой моторики при помощи пальчиковых игр

      Все помнят такие слова «Ладушки, ладушки, где были у бабушки. «. С помощью этой игры малыш научится выпрямлять еще рефлекторно скрученные пальчики и хлопать в ладоши.

      Доверьте ребенку перебрать пуговички, набранные на веревочку или бусы из мелких бусинок. Дети любят перебирать такие небольшие предметы своими маленькими пальчиками. В старшем возрасте можно предложить ребенку самостоятельно нанизать бусинки на нить или леску.

      Такая игра помимо моторики помогает осознать тактильные ощущения. В мисочку высыпать любые крупы, отлично подойдет гречка и рис. Дайте мисочку карапузу, пускай трогает руками, пересыпает крупу. Можно спрятать в мисочке с крупой, несколько мелких предметов, пусть малыш попробует их найти.

      После 3 летнего возраста разрешите ребенку помочь на кухне. Смешайте 3 вида крупы (горох, гречка, фасоль) пускай он разберет крупы в три разные мисочки.

      Завяжите карапузу глаза и давайте в руки разные предметы, пускай угадывает, что у него в руках.

      Уже с 7–9 месяцев можете предлагать ребенку цветную бумагу. Пусть он ее мнет, ощупает, рвет. В более старшем возрасте, учите его рвать бумагу полосками или создавать из нее аппликации. Чем меньше будут получаться кусочки оторванной бумаги, тем совершенней будет становиться мелкая моторика рук.

      В возрасте 1–1,5 года покажите, как перелистывать страницы в какой-нибудь книжке. Намного увлекательней будет процесс, если книга будет с яркими картинками.

      Упражнение No3. Создание погремушки

      Вручите ребенку, пустую пластиковую бутылку, и предложите накидать в нее мелкие предметы. Это может быть фасоль, пуговицы или бусины. Высыпьте их на стол, пускай он их сам берет и кидает в бутылку. По окончании работы закрутите бутылку, пусть он поиграет получившейся погремушкой.

      1. Рисование. Первоначально, это обучение держания карандаша в руках. Далее, рисование первых палочек, точек, обведение контуров разных предметов. После рисунки, буквы и т.д.
      2. Раскрашивание. Учите ребенка раскрашивать как крупные, так и мелкие предметы. В этих целях великолепно помогают раскраски, которые малышу уже можно покупать в 3 года.
      3. Лепка. Такое занятие подходит для любого возраста. Для занятия можно использовать пластилин, глину или тесто. Первоначально достаточно скатать шарик или полоску из пластилина. В увлекательную игру можно превратить и любое приготовление блюда из теста. Малыш с охотой поможет раскатывать и лепить тесто. Как интересно провести время с малышом и сделать памятные слепки узнайте из статьи: «Слепки ручек и ножек: как сделать своими руками?».
      4. Вырезание. Детские ножнички без острых концов можно вручить ребенку ближе к 3 годам. После того как он научится управляться с ними, подарите ему клей-карандаш и цветную бумагу. Создание аппликации поможет развить воображение.
      5. Вышивание. К 5–6 годам актуальным будет вышивать вместе с ребенком. Подробней об этом занятии в статье: «Вышивание с детьми».

      Развитие мелкой моторики при помощи развивающих игрушек

    15. Игрушки для ловкости пальцев. Сделайте из пустых пластиковых бутылок разного размера и цвета игрушку. Главная идея в раскручивание и закручивание крышек на этих бутылках.
    16. Пуговицы. Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, раскрывать и закрывать молнии. Он это может делать на своей одежде или на вашей.
    17. Шнуровка. В этих целях можно использовать старый ненужный ботинок или сделайте макет со шнуровкой. Пусть малыш зашнуровывает и расшнуровывает шнурки или ленты.
    18. Мозаика. Главное условие – детали должны соответствовать возрасту. Так, маленьким карапузам можно предложить крупные детали. Взрослым можно приобретать мозаики с мелкими частями.
    19. Доска с предметами. Такая игрушка делается из кусочка фанеры и всевозможных приспособлений: включатель, защелка, дверные петли и другие детали, используемые в быту. Малыш с интересом их ощупывает, открывает, включает.
    20. Пазлы. Отличный вариант для развития мелкой моторики. Это могут быть большие пазлы, складывающиеся в детский коврик для самых маленьких. Для более старших, можно применять магнитные пазлы на холодильник. Ну а для школьного возраста подойдут стандартные бумажные пазлы со множеством деталей.
    21. Пирамидка. Такая игрушка развивает не только моторику, но и логику. Ведь кольца пирамиды необходимо сложить от большего к меньшему.
    22. Конструктор. Для детей старшего возраста подойдет конструктор с мелкими деталями. Такая игрушка тренирует развитие моторики, логику, усидчивость и много других навыков.
    23. Если разобраться, то любая работа по дому может превратиться в развитие мелкой моторики для вашего ребенка. Тренировать маленькие пальчики и хватательные движения можно всевозможными способами, главное, проявить немного фантазии. Занимайтесь с ребенком рисованием, лепкой, раскрашиванием и в дальнейшем у вас не будет проблем с успеваемостью и развитием вашего ребенка.

      beremennost-po-nedelyam.com

      Развитие мелкой и пальцев рук

      Необходимость развития моторики рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого — развитию речевой функции. Рекомендуются различные виды упражнений, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.

      1. застегивание и расстегивание пуговиц;

      2. шнурование ботинок;

      3. шнуровка на специальных рамках;

      4. нанизывание колец на тесьму;

      5. игры с мозаикой;

      6. сортировка мозаики по ячейкам;

      7. игры с конструкторами;

      8. перебирание круп, зерен (к примеру, фасоль отделить от гороха).

      1. ладони прижать к столу;

      2. одновременно сжать два кулачка (позиция «кулак» — «кулак»)

      3. разжать пальцы одной руки и прижать ее к столу (позиция «рука» — «кулак»).

      Для усложнения — увеличить темп движения.

      Крепко держатся дружочки,

      Не разжать нам их крючочки.

      — Ножка, ножка, поскорей

      Двигай домик мой сильней

      1. Пошли два братца

      2. Вместе прогуляться,

      3. А за ними еще два братца.

      4. Ну а старший — не гулял,

      5. Очень громко их позвал.

      6. Он за стол их посадил,

      7. Вкусной кашей накормил.

      Гусь сердитый зло гогочет:

      Может быть, он кушать хочет?

      Кот играет на баяне,

      Зайка наш — на барабане.

      Ну а мишка — на трубе

      Поиграть спешит тебе.

      Если станешь помогать,

      Имитировать игру на разных музыкальных инструментах.

      Гусь гнездо свое чинил,

      Гусь считалку сочинил,

      И гогочет, и гогочет:

      Заучить считалку хочет! (Г. Лагздынь)

      Долго лодочку качало.

      Ветер стих, и лодка встала.

      КУРОЧКА ПЬЕТ ВОДУ

      1. Наша курочка гуляла,

      2. Травку свежую щипала.

      3. И пила водицу

      4. Прямо из корытца.

      1. Красят домик маляры

      2. Для любимой детворы.

      3. Если только я смогу,

      4. То им тоже помогу.

      1. Улетела птица-мать

      2. Малышам жучков искать.

      3. Ждут малютки-птицы

      4. Мамины гостинцы.

      1. Птички прилетали,

      2. Крыльями махали.

      3. Сели. Посидели.

      4. И дальше полетели.

      2. Улетай под облачко.

      3. Там твои детки

      4. На березовой ветке. (Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит».)

      Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.

      Набухай скорей, бутон,

      Распусти цветок — пион!

      Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается большой, раскрытый «цветок».

      Здравствуй, лес, дремучий лес,

      Полный сказок и чудес! (С. Погореловский)

      1. — Пальчик-мальчик, Где ты был?

      2. — С этим братцем — В лес ходил.

      3. С этим братцем —

      5. С этим братцем —

      7. С этим братцем —

      8. Песни пел! (Поочередно сгибать и разгибать все пальцы, начиная с мизинца.)

      1. Маленький Мизинчик

      2. Плачет, плачет, плачет.

      3. Безымянный не поймет:

      4. Что все это значит?

      5. Средний пальчик очень важный,

      6. Не желает слушать.

      7. Указательный спросил: —

      8. Может, хочешь кушать?

      9. А Большой бежит за рисом,

      10. Тащит рису ложку,

      11. Говорит: -Не надо плакать,

      12. На, поешь немножко!

      1. Надувайся, шарик, больше!

      2. Лучше щечки раздувай!

      3. Поиграй ты с нами дольше:

      4. Катись, прыгай и летай! (Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, ладошками образовать маленький, а затем — большой «шарик». Когда воздух «выходит», принять ладонями исходное положение.)

      1. Дом мы строим

      3. Есть окошки в нем

      Создать угол-«крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий дом».

      Горит на солнышке

      «Стульчик» ты из рук сложи

      И детишкам покажи.

      1. Прыгнул заинька с крылечка

      2. И в траве нашел колечко.

      3. А колечко непростое —

      4. Блестит, словно золотое.

      a) пальцы — в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;

      b) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.

      1. Выйду на крылечко,

      2. Вынесу колечко.

      3. Я его вместо игрушки

      4. Подарить хочу Валюшке.

      Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в стороны.

      Научу ее ходить,

      Если будут ножки.

      Зайка серый скачет ловко.

      В лапке у него морковка.

      1. Идет коза рогатая

      2. За малыми ребятами. —

      3. Кто кашку не ест,

      4. Молоко не пьет,

      5. Забодаю, забодаю.

      Дождик-дождик, Полно лить,

      Малых детушек Мочить!

      Быстро лопасти крути!

      Вертолет, лети, лети!

      Покажи уменье другу,

      Покружись-ка ты по кругу!

      Оса села на цветок.

      Пьет она душистый сок.

      Не кусай, комарик злой!

      Я уже бегу домой.

      1. Я веселый Майский жук.

      4. Над лужайками

      Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».

      1. У кошкиной дочки

      2. На лапках коготочки.

      3. Ты их прятать не спеши,

      4. Пусть посмотрят малыши!

      Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.

      Во дворе у брата

      Разбежались кто куда.

      1. Можно пальчики считать:

      3. На другой руке — опять:

      Ты, утенок, не пищи!

      Лучше маму поищи.

      — Киса, кисонька, кисуля!

      — Позвала котенка Юля.

      — Не спеши домой, постой!

      — И погладила рукой.

      5. Вот деточка моя,

      6. А вот и вся семья.

      1. Этот пальчик — дедушка,

      2. Этот пальчик — бабушка,

      3. Этот пальчик — папочка,

      4. Этот пальчик — мамочка,

      5. Этот пальчик — наш малыш.

      Задрожали ветви елей.

      Мы в восторге от качелей.

      Мы летаем вверх и вниз,

      Вместе с нами веселись.

      От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.

      Мягкой кисточкой покрашу

      Стульчик, стол и кошку Машу.

      Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево — мягко соединять подушечки пальцев.

      Солнце светит очень ярко,

      И ребятам стало жарко.

      Достаем красивый веер —

      Пусть прохладою повеет.

      Сидит белка на тележке,

      Продает она орешки:

      1. Этот пальчик хочет спать,

      2. Этот пальчик — прыг в кровать,

      3. Этот пальчик прикорнул,

      4. Этот пальчик уж заснул.

      5. Встали пальчики — «Ура!»

      6. В детский сад идти пора!

      1. Большой палец встал один.

      2. Указательный — за ним.

      3. Средний будит безымянный.

      4. Тот поднял мизинчик малый.

      5. Встали братцы все — «Ура!»

      6. На работу им пора.

      1. Ну-ка, братцы, за работу.

      2. Покажи свою охоту.

      3. Большаку дрова рубить,

      4. Печи все тебе топить,

      5. А тебе воду носить,

      6. А тебе обед варить,

      7. А тебе посуду мыть.

      8. А потом всем песни петь,

      9. Песни петь да плясать,

      10. Наших деток забавлять.

      Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова «Песни петь да плясать» — энергично шевелить ими.

      sites.google.com

      Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики пальцев рук».

      Консультация для родителей:

      «Развитие мелкой моторики пальцев рук».

      Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как

      1. перемотка ниток;

      2. завязывание и развязывание узелков;

      3. уход за срезанными и живыми цветами;

      4. чистка металла;

      5. водные процедуры, переливание воды. Можно предложить помыть посуду, предоставив в распоряжение ребенка пластиковые предметы, или постирать белье (объясните и покажите предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание);

      6. собирание разрезных картинок;

      7. разбор круп и так далее.

      Все зависит от вас и вашей фантазии. У вас все получится!

      Оборудование: Шары различных размеров, коробка.

      Содержание: Перед ребенком на столе кладется несколько шариков. На некотором расстоянии от них ставится коробочка. Взрослый показывает и объясняет, как надо катить шарик, чтобы он ударился о коробочку. Сначала взрослый помогает ребенку в выполнении этого задания, затем постепенно ограничивает помощь и добивается того, чтобы ребенок выполнял задание самостоятельно.

      Содержание: Перед ребенком выставлено несколько кубиков одинакового размера. Ребенок должен после объяснения и показа самостоятельно поставить кубики один на другой, чтобы получилась башенка, затем поезд, стульчик, домик.

      «Дорожка» — выкладывание в ряд несколько кубиков.

      «Заборчик» — выкладывание на ребро нескольких кубиков.

      «Скамеечка» — строится из двух кубиков и поперечной планки сверху.

      «Столик» — поперечная планка накладывается на один кубик.

      «Ворота» — кубики ставятся перпендикулярно к планке. Используя строительный материал, можно предложить построить также кроватку, диван и т. д.

      Работа с матрешками, пирамидками.

      Оборудование: деревянные или пластмассовые матрешки, пирамидки, коробки разных размеров.

      Содержание: На столе разложены матрешки, пирамидки, коробки. Взрослый вместе с ребенком внимательно рассматривает эти предметы. Затем ребенку показывают, как открывается игрушка, как можно ее разобрать, собрать и закрыть. После объяснения и показа взрослый предлагает ребенку самостоятельно:

      собрать пирамиду из 5 колец;

      собрать 4-5 кубиков в один большой кубик;

      собрать одну матрешку из 4-5.

      Работа с корзиной и шариками

      Содержание: На столе стоит корзина, а с обеих сторон от нее кладут несколько шариков. Взрослый берет один шарик, который находится с правой стороны от ребенка, и бросает его в корзину, а потом предлагает ребенку сделать так же. Шарики забрасывают попеременно правой и левой рукой.

      Оборудование: Шнуры различных текстур, нитки, специальные карточки.

      Содержание: В карточке в определенной последовательности делают отверстия и просят ребенка:

      протянуть шерстяную нитку последовательно через все отверстия;

      протянуть шерстяную нитку, пропуская одну дырочку;

      выполнить обычную шнуровку, как в ботиночке.

      Выполнению этих заданий предшествует показ и объяснение. В дальнейшем ребенку можно предложить выполнить различные узоры, соблюдая при этом принцип постоянного усложнения задания. Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек; ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать. Картон должен быть укреплен так, чтобы было удобно манипулировать шнурком.

      Проткните шилом или гвоздем дырки в толстом картоне. Эти дырки должны располагаться в каком-либо порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть ребенок самостоятельно вышьет этот узор с помощью большой «цыганской» иглы и толстой яркой нитки.

      Работа с пульверизатором

      Оборудование: Пульверизатор, ватка.

      Содержание: Легко нажимать тремя пальцами на грушу пульверизатора, направлять при этом получаемую струю воздуха на ватку так, чтобы она плавно двигалась по столу. Можно организовать игру в футбол. Для этого поставьте ворота с обеих сторон, возьмите ватку и два пульверизатора и загоняйте ватку в ворота соперника.

      Плавно вращать карандаш большим и указательным пальцами левой и правой руки.

      Перебор карандаша всеми пальцами левой и правой руки.

      Вращение карандаша ладонями обеих рук.

      Зажимание карандаша между двумя пальцами обеих рук (указательным и средним, средним и безымянным и т.д.).

      Работа с резинкой

      Содержание: Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т.д.).

      Оборудование: настольный звонок (или предмет его заменяющий — музыкальная игрушка, клавиатура).

      Содержание: Перед ребенком ставится настольный звонок. Взрослый показывает ребенку, что кнопку звонка можно нажать любым пальцем. Взрослый просит ребенка нажать на звонок поочередно всеми пальцами руки. Работа может проводиться с различными клавишными игрушками. Можно нажимать кнопки всеми пальцами по очереди, можно перебирать клавиши (одну клавишу одним пальцем). Для детей старшего возраста можно пронумеровать клавиши или разместить на них буквы алфавита и совмещать развитие мелкой моторики с обучением грамоте и счету.

      Работа с мозаикой

      Оборудование: мозаика различных видов, образец.

      Вставить пластинку в любое отверстие мозаики.

      Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Дается образец, который не убирается.

      Выложить простой рисунок из пластинок мозаики, имея перед глазами образец (одноцветный).

      Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

      Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.

      Используемые материалы: бусы различной текстуры, леска, нитки, пуговицы, макароны, сушки, шнурки и другие материалы (зависит от фантазии).

      Содержание: Взрослый раскладывает на столе бусинки разного размера, но одного цвета (или одного размера, но разных цветов, или разных размеров и разных цветов). Предлагается самостоятельно сделать бусы, в которых чередуются большие и маленькие бусинки, или красные и синие, или круглые и квадратные и т. п. При выполнении этого задания важно, чтобы ребенок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определенную последовательность нанизывания бусинок.

      Можно предложить ребенку самому придумать материал для нанизывания и узор.

      Работа с бумагой и ножницами

      Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает дошкольников, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Работа с бумагой заканчивается определенным результатом, но, чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение. Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовали веру в свои силы и возможности. Этому должны способствовать и подобранные в соответствии с возрастом задания, и поощрения взрослых.

      Из бумаги и картона можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром, елочные украшения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игрушки-забавы, подарки и сувениры.

      Оборудование: Бумага различных цветов, картон, клей, кисть, ножницы, журналы, картинки, газеты, фольга.

      Сделай бусы. Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец ее закрепляется при помощи клея. Готовые бусины нанизываются на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т. е. качеств, необходимых при обучении письму.

      Плетение. Плетение оказывает влияние на воспитание аккуратности, терпения, настойчивости, стремлению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, постепенно контролируя свои действия, т.е. всех тех качеств необходимых ребенку для обучения в школе.

      Материалом для плетения могут быть береста, нитки лыка, прутья ивы, солома, шпон, а так же бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др. Ребенку можно предложить сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.

      Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетание цветов, используют этот способ плетения в других поделках.

      Оригами. Оригами — древнее искусство создания разного рода фигур из бумаги. В настоящее время приобретает всё большую популярность среди педагогов и психологов. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок.

      Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному. Для успешного обучения изготовления игрушек оригами с детьми в игровой форме нужно выучить обозначения заготовок (базовые формы) и условные обозначения (сейчас продается множество книг по технике оригами). В дальнейшем это облегчит изготовление и сократит время на выполнение игрушки. Для запоминания и закрепления базовых форм с детьми можно использовать следующие игры и упражнения: «Преврати квадратик в другую форму», «Угадай, во что превратился квадратик?», «Где чья тень?», «Назови правильную форму», «Определи базовую форму» и др.

      На занятиях оригами эффективно использовать сказки-подсказки, они развивают интерес, облегчают изготовление и запоминание при выполнении игрушек, ведь механические задания (провести линию сгиба, сложить пополам, сложить уголок к центру) заменяются осмысленными, с точки зрения сюжетно-игрового замысла, действием. В качестве оборудования используют листы бумаги разных цветов и готовые книги по технике оригами.

      Необходимо постоянно выполнять следующие упражнения: симметричное вырезание, вырезание ножницами фигурок из открыток. Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции — аппликации. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты — как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.

      Можно учить вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе.

      Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет замечательное свойство: как бы коряво ни вырезал ребенок, все равно получится узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

      Игры с пробками от бутылок

      Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

      «Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

      Мы любим забавы холодной зимы».

      То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

      Если пробки просверлить посередине — можно использовать тоже для нанизывания бус.

      1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

      «Сильно кусает котенок-глупыш,

      Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

      Но я же играю с тобою, малыш,

      А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

      2. Представьте вместе с малышом, что прищепки — это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона — это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т.д.

      3. Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

      Можно сопровождать работу проговариванием стишка:

      «Прищеплю прищепки ловко

      Я на мамину веревку».

      Игры с пинцетом и пипеткой.

      Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику.

      Игры с бусинами, макаронами

      Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п.

      Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

      Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.

      Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты — как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж. С 3-х лет (иногда и раньше) можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из всё тех же цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Игра на вырезание узоров из в несколько раз сложенных листочков бумаги имеет неоспоримое преимущество. Как бы ни коряво вырезал ребенок, все равно получиться узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

      Работа с пластилином

      Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.

      Катает наша Зина,

      И оживают сказки,

      Если пластилин по какой-то причине вас пугает, изготовьте для малыша соленое тесто. Игра доставит удовольствие вне зависимости от результата. Вот рецепт: мука — соль- вода- подсолнечное масло. Мука и соль берется в одинаковом количестве, а воды на треть меньше (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла). Перемешать и замесить. Если лепится плохо, добавить воды. Тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить и малышу.

      Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.

      Рисование — одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек –разукрашек, рисование пальцами на стене в ванной, используя обычные краски, дорисовывание, штриховки, игры – обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр – обводок.

      Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. В наше время предлагаются в магазинах специальные пальчиковые краски.

      Очень необычно рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с шершавой поверхностью. Дети с удовольствием используют так называемые «печатки».

      Очень надеемся, что мы смогли Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.

      Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.

      Играть с пальчиками рук можно дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице

      Автор: Курунтяева Алёна Геннадьевна

      pedportal.net

      Программа коррекционных занятий «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК»

      Министерство образования Республики Башкортостан

      ГБОУ Октябрьская коррекционная школа №19 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

      Руководитель ШМО учителей начальных классов

      ____________ Закирова Е.А.

      Директор ГБОУ ОКШ №19

      Составила учитель начальных классов

      Овчинникова Римма Магсумовна

      г. Октябрьский -2015

      В настоящее время в условиях обновления школьного образования усиливается его гуманистическая направленность в целях развития детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе учебной деятельности у детей развиваются внимание, память, восприятие, мышление, но на уроках прослеживается дефицит упражнений для развития мелкой моторики рук. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в классе на уроках.

      В связи с этим возникла потребность в разработке и создании программы «Развитие мелкой моторики рук», предназначенной для обучающихся начальных классов с диагнозом — задержка психического развития. Эта программа обеспечивает коррекцию негативных тенденций развития, препятствующих успешному освоению образовательного стандарта, так как решает проблему не только развития руки и подготовки к овладению навыками письма, но и косвенным образом влияет на развитие речи и всей интеллектуальной деятельности ребенка. Главным образом, нарушение моторики сказывается при обучении детей письму, в первую очередь на внешней картине письма, в каллиграфии. Недоразвитие детской руки приводит к ряду трудностей, возникающих уже на первой неделе обучения ребенка в школе.

      К ним относятся:

      Неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную) без отрыва карандаша.

      Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (буквы, цифры, геометрической фигуры).

      Трудности с овладением навыка письма.

      Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие растянутые, разнонаклонные буквы).

      Очень медленный темп письма.

      Недостаток интеллектуального развития.

      Недостаточность развития памяти, внимания, связной речи.

      Недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

      Возникают трудности у детей, так как они поступают в школу с низким уровнем подготовленности к обучению. Не имея элементарных навыков развития, тяжело пройти школьный адаптационный период, связанный с базовыми учебными установками, которые определяют успешность школьного обучения. Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на весь учебный процесс.

      Развитие мелкой моторики помогает решить ряд проблем, связанных с охраной здоровья. Несформированные двигательные навыки осложняют процесс обучения письму, создавая дополнительную нагрузку на центральную нервную систему, а своевременное развитие тонких движений рук обеспечивает хороший эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки. Простые движения пальцев помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ, избавляют от умственной усталости. При повышенных стрессовых ситуациях в жизни необходимо создание благоприятного эмоционального фона, а данная программа, составленная преимущественно с опорой на принцип «Учимся, играя», снижает тревожность, а также формирует учебную мотивацию через мотив достижения успеха в игровой деятельности.

      Одной из проблем современного общества является развитие речевой компетентности обучающихся. Дети с ЗПР испытывают затруднения в речевом оформлении своих мыслей. Словесные ответы недостаточно точны, так как словарный запас беден. Эти причины препятствуют полноценному общению с людьми, приводят к замкнутости, неуверенности в себе. А это, в свою очередь, оказывает негативное влияние на развитие коммуникативных навыков.

      Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка . Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием (координацией), наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной).

      Цели и задачи программы.

      В основу создания программы положен личностно — ориентированный подход, который ставит в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных условий ее развития. Эта программа характеризуется гуманистической и психокоррекционной направленностью и имеет следующую цель:

      Развитие мелкой моторики рук у детей с ЗПР, направленной на поддержку личности, преодоление отклонений в психофизическом и умственном развитии.

      Для достижения поставленных целей в работе предполагается решение следующих задач:

      Выявление индивидуальных способностей детей в развитии мелкой моторики.

      Создание ребёнку условий для накопления двигательного и практического опыта.

      Укрепление рук, ручной умелости, плавных, точных и координированных движений.

      Подготовка руки ребенка к навыкам письма, формированию почерка.

      Формирование у обучающихся предпосылок, необходимых для учебной деятельности, требующих развитой двигательной сферы.

      Занятия по данной программе способствуют стимулированию развития центральной нервной системы, всех психических процессов; созданию атмосферы творчества, сотрудничества, развитию коммуникативных навыков, эффективной и быстрой адаптации школьника к учебной деятельности; профилактике школьных неврозов и созданию психологического комфорта.

      Эта программа даёт возможность проведения диагностики развития мелкой моторики рук, что позволяет реализовать принцип единства диагностики и коррекции заложенный в концепции коррекционно — развивающего обучения и позволяет планировать индивидуальную работу с обучающимися. Программа составлена так, что она может быть использована не только на коррекционных занятиях, но и некоторые её элементы введены в учебный процесс.

      Организация и проведение занятий.

      Предлагаемая программа коррекционно — развивающих занятий предназначена для обучающихся начальных классов с диагнозом — задержка психического развития.

      Занятия, которые способствуют развитию мелкой моторики, проводятся один раз в неделю и предназначены для индивидуальной и групповой коррекционной работы.

      Программа занятий рассчитана на четыре года обучения, отличающихся типом и уровнем сложности упражнений. На каждом этапе предполагается осуществление трех периодов.

      I период начинается в сентябре месяце и продолжается не более двух недель. В рамках этого периода необходимо:

      провести психолого — педагогическую диагностику, направленную на определение уровня развития мелкой моторики и координации движения рук;

      выявить группу детей нуждающихся в коррекционной помощи;

      продумать стратегию и тактику развития ребенка с учетом выявленных особенностей и возможностей, разработать образовательные маршруты.

      II период – непосредственное проведение коррекционных занятий с обучающимися, имеющими недостаточное развитие мелкой моторики. Продолжительность этого периода с сентября по май месяц.

      III период — диагностический срез, помогающий определить эффективность проведения коррекционных занятий, выявить положительную динамику развития обучающихся и уточнить механизмы дальнейшей работы.

      Элементы данной программы могут быть введены и в учебную деятельность детей. Упражнения по развитию ручной умелости можно использовать на уроках трудового обучения; графические упражнения — на уроках русского языка, изобразительного искусства, математики; пальчиковая гимнастика может быть использована на любом основном предмете начального обучения в качестве проведения физкультминуток.

      Систематические занятия по данной программе оказывают положительное влияние на развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук: формируются графические навыки, движения становятся более плавными и ритмичными, исчезает тремор; развитие руки косвенно влияет на общее развитие ребенка: речи, памяти, внимания, мышления; повышается работоспособность головного мозга.

      С целью определения эффективности проводимых занятий можно использовать методики тестирования В.А. Калябина – доцента кафедры анатомии, физиологии и гигиены человека ВГПУ; методику «Домик», разработанную Н.И. Гуткиной; методику «Дорожки» по Л.А. Венгеру; матометрический тест Н. И. Озерецкого.

      Проведение коррекционных занятий по данной программе требует соблюдения следующих правил:

      Учитель и обучающиеся находятся в состоянии сотрудничества: совместно ставят задачи данного занятия, дают оценку выполненной работе.

      В ходе занятий не следует торопить детей.

      Занятия строятся по принципу: от простого к сложному.

      В ходе занятий необходимо поощрять каждый правильный шаг, что дает ребенку свободу действия, стимулируя дальнейшую работу.

      Любое задание должно быть направлено на отработку одной задачи; только после того как обучающийся выполнит данное задание правильно, можно переходить к отработке следующего.

      Перед выполнением задания четко формулировать задачу, чтобы ребенок мог представить, что и как ему выполнять.

      При выполнении заданий важна не быстрота, а правильность выполнения каждого задания.

      Занятия должны приносить ребенку радость.

      Каждый этап программы содержит несколько разделов:

      Развитие движений рук и ручной умелости.

      Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Своевременное развитие ручных умений положительно влияет на развитие речи детей, на формирование познавательных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения.

      Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Маленькие стишки, считалки, загадки, песенки, поговорки помогают развивать словарный запас, фразеологическую речь, осмысливать то, что дети произносят вслух.

      Графические упражнения способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений очень важно для успешного овладения письмом.

      Пальчиковый игротренинг включает в себя: сжатие, растяжение, расслабление кисти; использование изолированных движений каждого из пальцев. Пальчиковый игротренинг- это профилактика неврозов, речевое развитие, подготовка к письму, формирование почерка, психологическая коррекция.

      Подготовка к обучению письму.

      Подготовка детей с ЗПР к обучению письму идет в нескольких направлениях. Первоначальное — ориентирование на листе бумаги, в начале нелинованной, на которой отрабатываются ритмичные круговые движения рук, имеющие широкий размах. Постепенно размах движения уменьшается. Дети учатся проводить волнистые и прямые линии, полуовалы, овалы, петли. Последовательность заданий такова, что ребенок переходит от широких движений ко все более мелким. Упражнения данного раздела дают возможность воспринимать форму букв через тактильные и кинестические ощущения, вырабатывают умения владеть карандашом и ручкой, проводить линии по линейке, угольнику, лекалу и на глаз.

      Массаж и самомассаж рук оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее. Массаж улучшает функцию рецепторов, проводящих путей, усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.

      infourok.ru

      Как составить план самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников»

      Одной из самых перспективных и многогранных тем по самообразованию педагога дошкольного образовательного учреждения является тренировка мелкой моторики дошкольников. Правильная речь, острое зрение, красивый почерк — это далеко не полный перечень физиологических характеристик малыша, обладающего развитой моторикой рук и пальчиков. Но и по этим факторам развития можно сделать вывод о необходимости методической разработки проблемы для воспитателя. При этом важно грамотно составить план самообразования на эту тему, а также выстроить стратегию работы.

      Теоретические аспекты самообразования педагога по развитию мелкой моторики дошкольников

      Непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства за счёт знакомства, теоретического освоения и практического внедрения в собственную практику психолого-педагогических и методических разработок коллег называется самообразованием. Воспитатель занимается этим аспектом самосовершенствования на протяжении всей педагогической деятельности, выбирая те вопросы, которые вызывают у него затруднения в практической деятельности, а также находятся на острие новаторских идей учёных-педагогов. На разработку одной темы отводится 1 учебный год, в редких случаях — 2 (например, если выбрана тема, которая актуальна для обеих младших групп, такая, как «Активизация словаря детей младшей возрастной группы»).

      Самообразование сопровождает воспитателя весь период занятия профессиональной деятельностью

      Что такое мелкая моторика

      С позиции физиологии «мелкая моторика» — это движения, которые выполняются мелкими мышцами кистей рук ребёнка. Учитывая то, что действия рук координируются глазами, несложно сделать вывод: для полноценных движений рук нужен контроль зрения. И, безусловно, нельзя забывать о том, что точки и зоны на ладонях имеют связь с разными зонами мозга человека, а значит, нервные импульсы от пальцев «тревожат» речевые зоны, тем самым провоцируя их на активную работу.

      Развитие мелкой моторики — вопрос, важность которого невозможно переоценить для всестороннего развития ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста.

      Это интересно. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

      Занятия мелкой моторикой, кроме всего прочего, развивают в детях умение сосредотачиваться на выполняемых действиях

      Темы самообразования по развитию мелкой моторики детей

      Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определён круг тем, объединённых важностью развития моторики пальцев и рук. В перечень вопросов, напрямую связанных с тренировкой мелкой моторики у детей, входят:

    24. «Развитие мелкой моторики дошкольников младшего (среднего) дошкольного возраста»;
    25. «Развитие мелкой моторики у детей младшего (среднего) дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
    26. Кроме того, о важности мелкой моторики говорится и в темах, связанных с речевым развитием малышей младших групп:

    27. «Речевое развитие детей раннего дошкольного возраста»;
    28. «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста».
    29. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в младшей и средней возрастных группах тема оказывается очень востребованной, так как именно в 2–3 года идёт активное развитие речи, а 3–4 года, когда малыш уже довольно сносно излагает свои мысли, часто возникает проблема появления дефектов в произношении.

      Для старших групп мелкая моторика также важна, но этот вопрос освещается уже в рамках проблем развития сенсорных и физических способностей (навыка хорошо координировать движения своих пальцев и рук), а также как один из аспектов выбора дидактических игр на занятиях и во внеучебной деятельности (например, для выполнения письменных заданий, таких как, кто быстрее напишет строку «крючочков» и «петелек»). В целом эти направления работы носят подготовительный к школе характер, а именно готовят руку к письму.

    30. «Развитие сенсорных способностей дошкольников». Как более узкий вариант — «Развитие сенсорных способностей дошкольников с помощью печатных тренажёров (прописей)». В качестве практических материалов для работы педагог делает подборку прописей и других дидактических пособий (в том числе набор пальчиковых игр), которые будут полезны в работе. На всех материалах должна стоять пометка о том, что они одобрены или рекомендованы Министерством образования и науки.
    31. «Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры».
    32. «Физическое развитие детей в игровой деятельности». Эта тема рассматривается обычно в рамках профилактики нарушений в работе опорно-двигательного аппарата, но можно сосредоточиться и на пальчиковых играх, предполагающих развитие мелкой моторики.
    33. «Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей». В контексте тренировки мелкой моторики эту тему можно освещать в рамках деятельности пальчикового театра.
    34. «Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности через подготовку руки к письму».
    35. После выбора того или иного аспекта темы педагогу необходимо сформулировать актуальность своей работы. Если говорить о развитии мелкой моторики, то своевременность исследования можно аргументировать так:

    36. навыки моторики рук и пальцев формируются в контексте общего развития ребёнка, значит, и социальная, эмоциональная, познавательная сферы также зависят от того, насколько хорошо малыш координирует движения мелких мышц рук и пальцев;
    37. моторика тормозит или, наоборот, активизирует процессы, происходящие в психике человека, тем самым организуя процесс поступления в организм информации из окружающей среды;
    38. малыши с хорошо развитой моторикой успешно осваивают процесс шнурования обуви, застёгивания пуговиц, то есть приобретают навыки самообслуживания, а также собирают пазлы, мозаики, играют счётными палочками, осваивают навыки прописывания элементов букв (дети, у которых эти действия не получаются, часто чувствуют себя обеднёнными в сравнении со сверстниками, что негативно сказывается на самооценке).
    39. Вывод: тренировка мелкой моторики — важный элемент полноценного роста дошкольника, который не только развивает речь, но и оказывает существенное влияние на развитие памяти, внимания, мышления и эмоциональной сферы.

      В процессе тренировки мелкой моторики дети получают сенсорные представления о форме окружающих предметов

      Пример формулировки актуальности темы

      На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой.

      Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обеднёнными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности, ребёнку тяжело освоиться среди сверстников, и такие дети считают себя «чужими».

      И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики, развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знания, умения, навыки), а также словарный запас.

      Семёнова Т.Н., учитель-дефектолог МБДОУ детский сад №16, г. Урай, Ханты-Мансийский АО

      Цели и задачи самообразования по развитию мелкой моторики

      Исследование одной из самых востребованных тем совершенствования профессионального мастерства ставит перед собой следующие цели:

    40. развивать мелкую моторику детей дошкольного возраста (в том числе и в качестве предпосылки учебной деятельности, а именно подготовки руки к письму);
    41. тренировать навык координировать движения рук между собой, а также с другими частями тела;
    42. для работы над совершенствованием мелкой моторики привлекать различные виды деятельности (игровую, познавательную, трудовую);
    43. работать над совершенствованием условий, способствующих развитию моторики пальцев, рук дошкольников (то есть создавать развивающую среду — материальные объекты для работы, например, массажные шарики в достаточном количестве).
    44. При этом достижению поставленных целей способствует систематическое решение ряда задач.

      • Найти оптимальные методы и приёмы для улучшения точности движений рук, глаз, их координации.
      • Работать над развитием ритмичности движений пальцев (в процессе выполнения пальчиковой гимнастики).
      • Совершенствовать двигательную активность детей.
      • Способствовать нормализации функции речи.
      • Развивать наглядно-образное мышление, креативность, внимание, а также аудиовизуальное восприятие.
      • Пополнять предметно-развивающую среду (средства для материальной деятельности детей, помогающие моделировать учебно-воспитательные ситуации).

      Предметно-развивающую среду составляют в том числе и мисочки с бусинами, игрушками разных форм и размеров

      Самообразование нацелено, прежде всего, на собственное самосовершенствование, однако без сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса — детьми, родителями, коллегами — достичь поставленных целей не удастся. Вот почему приобретает актуальность вопрос выбора форм работы.

    45. Индивидуальная. Эта форма предполагает, что воспитатель самостоятельно прорабатывает теоретическую базу по теме, подбирает оптимальные методы и формы для практической реализации полученного опыта.
    46. Коллективная. Для этой формы характерно сотрудничество с коллегами в рамках изучения проблемы на всех этапах её разработки. При этом оно может быть опосредованным (другие педагоги выступают в качестве наблюдателей) или непосредственным. Относительно последней формы, это довольно редкие случаи, когда тема прорабатывается одновременно двумя воспитателями. Например, если из нескольких групп одного возраста есть две, работающие по программе инклюзивного образования. В этом случае обоих воспитателей заинтересует вопрос, связанный с речевым развитием здоровых детей и малышей с особенностями в рамках единого образовательного процесса. Однако и при этом педагоги могут выбрать разные аспекты темы: например, дидактические игры для развития речи в описанных условиях или нетрадиционные техники рисования.
    47. В зависимости от того, с кем взаимодействует педагог, будут отличаться формы этого сотрудничества:

      • С детьми работа ведётся в рамках занятий, прогулок и разных видов деятельности (игр, театрализации и пр.).
      • С родителями формы работы варьируются в зависимости от того, какой аспект темы прорабатывается. Например, для исследования вопроса об уровне просвещённости семьи в вопросах возрастных речевых особенностей малышей удобно проводить анкетирование. Для определения спектра проблем и поиска способов активизации словаря младших дошкольников — круглый стол. А для помощи мамам и папам в работе с детьми, у которых есть дефекты речи, есть смысл провести педагогический тренинг.
      • В детских садах, по образцу частных школ раннего развития, иногда практикуются совместные занятия с родителями

        Теоретическое и практическое освоение темы развития мелкой моторики дошкольников происходит по определённому плану, каждый блок которого имеет временные ограничения и опирается на конкретные методы и приёмы реализации.

        Рассмотрение вопроса самообразования включает 3 этапа.

        Информационно-аналитический этап (август-сентябрь)

        На этом уровне освоения темы педагог изучает накопленный психолого-педагогический и методический опыт, черпая его из:

      • книг (научно-популярных, методических);
      • периодической литературы (здесь важно обратить внимание и на издания, касающиеся общих вопросов здоровья, развития детей, а не только на профильные);
      • интернет-ресурсов (знакомство с сайтами воспитателей, занимающихся подобной проблемой, пассивное или активное участие в форумах, вебинарах, семинарах, которые проводятся методистами, педагогами и психологами).
      • Практический (октябрь-апрель)

        На этом уровне проработки темы воспитатель разрабатывает программно-методическое сопровождение образовательного процесса своей группы в рамках темы самообразования. Составляет конспекты:

        А также ищет подборку игр, интересную информацию для родителей и коллег и т. д.

        Подборка пальчиковых игр — важный этап проработки темы, касающейся развития мелкой моторики

        Итоговый этап (май-июнь)

        Этот этап работы является завершающим. Педагог отчитывается перед коллегами, родителями (участниками образовательного процесса) за свою работу. В отчёт входит краткий обзор изученных теоретических материалов, презентация результатов работы с детьми, родителями и коллегами.

        melkie.net

        Смотрите так же:

        • Опухло на руке возле пальца Что делать, если заусенец у ребенка на пальце нарывает Заусенцы, к сожалению, являются обычным явлением не только на руках и ногах у взрослых людей, но и на пальцах у ребенка. Есть много причин для их возникновения, в том числе отсутствие определенных витаминов, но чаще всего заусенцы возникают, когда ребенок кусает […]
        • Мышцы на руке Подтягивание на одной руке Советы и рекомендации Прежде чем приступить к программе, ознакомьтесь с рекомендациями: Не стоит приступать к занятиям, пока вы с легкостью не поднимете себя к перекладине 12-15 раз на двух руках. Привыкать к эспандеру. При подтягивании с отягощением, начинайте с маленьких весов. Не […]
        • Опухли суставы на пальцах рук лечение Распухли суставы на пальцах рук лечение Распространенные причины обращения к травматологам и артрологам – боль, отек и опухание суставов на руках или ногах. О том, почему возникают такие неприятные симптомы, и как лечить опухоль и отек суставов рук, пойдет речь в этой публикации. Причина 1. Травматический фактор […]
        • Описание следа пальца руки на бумаге в протоколе Примерная запись в протоколе осмотра места происшествия об обнаруженных следах рук на куске стекла ОПИСАНИЕ ВЕЩЕСТВЕННЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В ПРОТОКОЛАХ ОСМОТРОВ · Глава 1. Описание следов рук · Глава 2. Описание следов ног (обуви) · Глава 3. Описание следов шин автомобиля · Глава 4. Описание орудий и следов взлома · […]
        • Чем лечат растяжение кисти руки Как правильно лечить растяжение связок? О том, как лечить растяжение связок, известно не многим, хотя подобная травма самая распространенная среди всех остальных. В медицине травма в виде растяжения называется «частичный разрыв сухожильных связок». Зачастую она случается у спортсменов или людей, которые получали […]
        • Народные средства при бурсите локтевого сустава Бурсит локтевого сустава, народные средства Народная «скорая помощь» при бурсите * Купите в аптеке пузырёк с желчью, добавьте в неё, предварительно растолченные в ступе, 2 ст. конского каштана, 3-4 шт. нашинкованных листьев столетника, и размешайте всё в 400 мл. 70% спирта. Переложите на 1,5 недели в тёмное место, […]
        • Болит вена левой руки болит вена после (29 results) All images are copyright to their respective owners. Болит вена после операции - Хирургия - бесплатная . Консультация на тему - Болит вена после операции - Добрый день! Мне 25 лет. После операции под общим наркозом (вводили в вену левой руки) заболела вена на левой руке на локтевом […]
        • Болят кисти руки по ночам У вас немеют руки по ночам? Это не возраст! Однако симптом может наблюдаться в любом возрасте. Основной и самой частой причиной, по которой немеют руки по ночам, является шейный остеохондроз или отложение солей в шейном отделе позвоночника. Недуг этот встречается у 70% населения в возрасте старше 50 лет, но процесс […]