Упражнения на моторику пальцев рук

Мелкая моторика рук: что это и рекомендации по развитию моторики

Многие современные мамы и папы уже успели познакомиться с понятием «мелкая моторика рук». Стараясь положительно повлиять на развитие ребенка, родители упорно подсовывают малышу сортеры и пальчиковые лабиринты, а с детками постарше рисуют и лепят целыми днями.

Но как узнать, верны ли предпринятые действия? Соответствует ли степень нагрузки возрасту малыша и приносят ли упражнения нужный эффект? Чтобы ответить на эти и прочие вопросы, следует отнестись к теме развития мелкой моторики более внимательно.

Моторика – это совокупность движений тела, совершаемых под управлением психологических реакций организма. Моторные процессы, которыми владеет человек, дают представление об уровне развития его координации и интеллекта.

Психологи классифицируют двигательную активность, выделяя несколько ее видов:

  • Общая, или крупная, моторика отвечает за движения группы мышц. Пример подобной активности – бег или приседание.
  • Мелкая моторика – движения кисти рук или пальцев. Развитые двигательные реакции рук помогают нам шнуровать ботинки или закрывать дверь на ключ. К мелкой моторике относятся действия, в которых необходимо совмещать движения глаз и рук, как в рисовании, например.
  • Артикуляционная моторика – это умение координировать работу речевого аппарата, то есть говорить.
  • Занимаясь исследованием вопросов детской психологии и педагогики, ученые пришли к ошеломляющим выводам. Оказывается, около трети коры головного мозга отвечает за развитие моторики рук. Кроме того, эта треть расположена максимально близко к речевому центру. Сопоставление этих фактов дало основания считать двигательную активность кистей и пальцев ответственной за речь человека.

    В связи с этим развитие мелкой моторики рук ребенка раннего возраста является одной из основополагающих задач при обучении речевым навыкам. Разумеется, наряду с совершенствованием артикуляционной активности. Результаты многолетнего опыта доказывают, что выводы ученых оказались верными.

    Помимо вышеуказанной зависимости, мелкая моторика оказывает непосредственное влияние на формирование логики, мыслительных навыков, укрепление памяти, тренировку наблюдательности, воображения и координации. Дети, которые лучше владеют своими руками, проявляют усидчивость и медленнее утомляются.

    Календарь развития мелкой моторики

    В каждом возрасте ребенок способен выполнять некоторые действия. Новые возможности появляются у него по мере созревания нервной системы. Каждое новое достижение появляется благодаря тому, что был успешно освоен предыдущий навык, поэтому за уровнем формирования моторики необходимо следить.

  • 0-4 месяца – ребенок умеет координировать движения глаз, пытается дотягиваться до предметов руками. Если удается взять в руки игрушку, то сжимание кисти происходит, скорее, благодаря рефлексам, которые угасают до полугода. Доминантных предпочтений, позволяющих выполнять действия более «удобной» рукой, у малыша пока нет, и появятся они нескоро – он пока и «правша», и «левша».
  • 4 месяца — год – навыки ребенка активно совершенствуются, теперь он может перекладывать предметы из руки в руку, совершать несложные действия вроде переворачивания страниц. Теперь двумя пальчиками малыш сможет схватить даже мелкую бусинку.
  • 1-2 года – движения все уверенней, теперь ребенок активнее пользуется указательным пальцем. Появляются первые навыки рисования – малыш выводит точки и кружки, а скоро сможет начертить на листе линию карандашом. Теперь он начинает предпочитать одну руку другой.
  • 2-3 года – моторика рук позволяет держать ножницы и даже разрезать ими бумагу. Манера рисования меняется вместе со способом удержания карандаша, и на листке появляются первые осознанные фигуры.
  • 3-4 года – малыш уже уверенно рисует, умеет разрезать лист вдоль начерченной линии. Он уже определился с доминантной рукой, однако в играх умело пользуется обеими. Скоро ребенок научится держать ручку или карандаш, совсем как взрослый, поэтому к 4 годам он уже будет готов учиться письменным навыкам.
  • 4-5 лет. Мелкая моторика рук у детей этого возраста уже напоминает движения взрослых. Обратите внимание: во время рисования или разукрашивания ребенок двигает не всей рукой сразу, а только кистью. Движения более отточены, поэтому вырезать из бумаги предмет или разукрашивать, не выходя за контуры, уже не так сложно.
  • 5-6 лет. В этом возрасте у дошкольника кисти должны быть отлично скоординированы, ребенок уже держит ручку тремя пальцами, рисует мелкие детали, как взрослый, умеет пользоваться ножницами. Все навыки малыша говорят о том, что он не будет испытывать трудностей в школе.
  • Низкий уровень развития моторики – чем это чревато?

    Недостаточно сформированная моторика рук препятствует не только развитию речевых навыков. Такой ребенок может испытывать проблемы с памятью, логикой. Если это дошкольник, то ему необходимо срочно помочь, ведь к школе он окажется абсолютно не готовым. У такого ученика возникнут трудности с концентрацией внимания, он станет быстро утомляться и неизбежно начнет отставать.

    Когда и как начинать заниматься с малышом?

    С самого рождения можно начинать уделять внимание развитию малыша. Разумеется, новорожденного не заинтересовать сортером или игрушкой со шнуровкой. Но можно начинать вкладывать ему в ручку погремушки, давать прикоснуться пальчиками к тканям разных фактур, сделать малышу массаж ручек.

    Определен возраст, в котором важно активное развитие моторики пальцев рук, – 8 месяцев. Если до этого момента данному вопросу не уделялось внимания, то теперь самое время предпринимать какие-либо действия.

    Чтобы устраивать настоящие занятия с собственным малышом, маме не нужны профессиональные педагогические навыки. Для упражнений подойдут самые простые предметы, которые всегда найдутся в любом доме. Главный принцип, на котором построено развитие моторики рук, – «от большого к маленькому». В чем это выражается?

    • Начните катать с ребенком шарики из пластилина. Пусть малыш слепит что-нибудь. Если ему это под силу – можно постепенно перейти к более мелким и сложным деталям.
    • Можно просто порвать бумагу. Сначала на крупные кусочки, затем на маленькие. Чем более мелкие детали в итоге получатся, тем более высокий уровень развития моторики у ребенка.
    • Можно вместе с малышом нанизать бусины на нитку, завязать шнурки, застегнуть пуговицы.
    • Пассивная гимнастика (массаж)

      Отличный помощник в развитии координации ребенка грамотный массажист. Опытный специалист поможет и с моторными навыками ручек малыша. Начинать занятия можно уже в первые 3-4 месяца ребенка, при этом сеансы могут проводиться по 5 минут до нескольких раз в день.

      Сеансы массажа лучше доверить профессионалу, но при необходимости некоторые упражнения допустимо выполнять самостоятельно. Так, ручки малыша нужно погладить с минуту, после слегка растереть. Затем произвести вибрирующие постукивания пальцами по кистям и ладоням. Еще одно эффективное упражнение при массаже – сгибание и разгибание пальцев с последующим массированием каждого.

      Игрушки для моторики рук в огромном количестве продаются в магазинах детских товаров. К ним даже инструкция прилагается с указанием рекомендуемого возраста и описанием процесса игры. Но покупать что-либо вовсе не обязательно. Играть можно с любыми предметами – для развития моторики подойдет практически любая вещь в доме (безопасная для ребенка).

      Доска для развития моторики, своими руками сделанная, или бизиборд по методике Монтессори, – отличный подарок для малыша в возрасте от года до 3 лет. Такую игрушку сможет смастерить папа. Для этого понадобится лист фанеры и самые опасные предметы в доме: розетка с вилкой, мебельная фурнитура, выключатели, шпингалеты и прочие бытовые детали. Смысл игрушки заключается в познании ребенком подобных вещей в их безопасном виде. После знакомства с розеткой на стенде, малыш не станет интересоваться настоящей, а ощупывая эти предметы пальчиками, он разовьет моторику пальцев.

      Если любимому чаду уже стукнуло 3 года, то можно предложить игру в «Золушку». Для этого в мешочек высыпаются разные крупы или бобовые, а ребенку дается задание все перебрать.

      Почему бы не поиграть в «Угадайку»? Можно завязать малышу глаза и по очереди вкладывать в его руки домашние предметы – пусть он их угадает.

      Помимо этого, ребенок одобрит игры в мозаику, пальчиковый театр, совместные аппликации. Помочь любимому чаду самосовершенствоваться совсем не сложно, главное — слегка применить собственную фантазию.

      fb.ru

      Как развивать мелкую моторику?

      Под словом «моторика» обычно подразумевают движение, умение двигаться и двигательную активность. Специалисты выделяют общую моторику – умение двигаться в целом, мелкую – движение кистей и пальцев, и артикулярную, разговорную моторику. Мелкая и артикулярная моторики связаны между собой, так как за их формирование и работу отвечает один отдел мозга. Врачи, психологи и родители давно вывели закономерность, по которой развитие речи зависит от развития моторики. Чем лучше ребенок владеет пальцами, тем раньше он начинает говорить, и наоборот, если у детей отстают двигательные навыки, то и с речью начинаются проблемы.

      На коже ладоней и пальцев расположено огромное количество рефлекторных точек, при стимуляции которых задействуются разные части нервной системы в целом и головного мозга в частности. Если стимулировать массажем и упражнениями участки мозга, отвечающие за речь, то ребенок заговорит раньше, а дальнейшие занятия, игры и упражнения, нацеленные на развитие мелкой моторики, позволят детям быстрее научиться выполнять самые сложные движения.

      Формирование моторики

      Примерно в 2-3 месяца дети начинают изучать свое тело и окружающие предметы, пока не отделяя одно от другого.

      В самом раннем возрасте, когда малыш только привыкает к своему новому положению, не стоит перегружать его нервную систему дополнительными занятиями и упражнениями. Единственная гимнастика, которая рекомендуется для новорожденных – поглаживание пальчиков и ладошек. Делать это можно во время купания или во время общения с мамой. Многие сайты и статьи рекомендуют выполнять пальчиковый массаж во время кормления малыша, но педиатры не считают это хорошей идеей: во время еды ребенка лучше не отвлекать.

      В 3-4 месяца дети уже больше времени бодрствуют и постигают окружающий мир. В это время можно выполнять несложные упражнения, направленные на познание границ своего тела и изучение ближайших предметов. Дети этого возраста склонны трогать все руками и тащить в рот, поэтому важно, чтобы игрушки были чистыми и отличались по форме. Тогда изучение окружающего мира станет не только интересным, но и безопасным для малыша, а форма предметов позволит научиться управлять своей ручкой: раскрывать ладонь и сжимать ее в кулачок, держать игрушку, тянуться за интересным предметом или напротив, подтягивать его к себе.

      Упражнения для развития моторики нужно делать два-три раза в день, когда ребенок активен и в хорошем настроении. Примеры таких упражнений – ладушки, игры «Сорока-ворона», загибание пальчиков. Во время занятий можно читать потешки. Можно придумать и более сложные игры:

    • Ребенок лежит на спине, взрослый берет его за локотки и сначала отодвигает руки в стороны, затем сводит их вместе, прикладывает раскрытые ладони к лицу ребенка, а затем к своему;
    • На ножки ребенка надеваются яркие носки с колокольчиками. Взрослый берет то одну, то другую ручку и помогает малышу достать носок;
    • Если малыш уже умеет переворачиваться и приподниматься на руках, то можно ему предложить яркие пластиковые кубики и шарики. Сначала выдается один кубик, когда ребенок его изучит – второй, затем третий и т.д. Когда квадратные кубики наскучат, родители предлагают шарик, пирамидку и другие предметы. Важно следить, чтобы дети брали предметы правильно, всей ладонью, широко расставляя пальцы.
    • Хорошо для развития мелкой моторики подходят игрушки вроде детского пианино, где нужно нажимать пальцами на клавиши. Более тихим и бюджетным вариантом станет старая клавиатура от компьютера: дети с самого раннего возраста склонны подражать взрослым, и игрушка «как у папы» порадует годовалого ребенка не меньше музыкального панно, пианино или клаксона с резиновой грушей.

      Не менее важны колечки, бусины, замочки и застежки, которые дети могут открывать, перемещать и изучать. Отлично разрабатывает мелкую моторику развивающая доска Монтессори со множеством пружинок, замочков, крутилок, дверок и т.п. элементов. Такую доску можно купить в магазине или сделать своими руками.

      Если дети играют с мягкими игрушками, то лучше давать им те, которые набиты шариками. Мелкие шарики, которые можно перебирать под тканью, — очень полезная вещь для совершенствования моторики и развития координации движений.

      Моторика у детей дошкольного возраста

      В 2-3 года дети начинают говорить достаточно связно и осмысленно, и развитие мелкой моторики преследует уже другие цели. Так как рефлекторные точки на ладони связаны с головным мозгом, то и стимулирование их влияет на развитие мозга. В возрасте двух-трех лет у детей проявляется интерес к рисованию, лепке, вырыванию и вырезанию аппликаций из ткани и бумаги, который должен поддерживаться родителями и воспитателями.

      Отличные упражнения для развития моторики у детей дошкольного возраста:

    • Перебирание четок. Можно выдать ребенку счеты, можно сделать самостоятельно четки из крупных ярких бусин. Маленькие дети могут просто перебирать их, передвигая бусины и костяшки из стороны в сторону, а более взрослым можно предложить и сюжетную игру;
    • В процессе обучения счету используются счетные палочки и спички, которые влияют не только на мелкую моторику, но и на мышление и логику. Из этих палочек отлично составляются простые геометрические рисунки, а работа с мелкими объектами требует внимания и сосредоточенности. Игры с мелкими палочками, спичками и зубочистками можно проводить только под контролем взрослых;
    • В качестве упражнения для улучшения кровообращения в кистях рук, для снятия напряжения и избавления от «зажимов», воспитатели в детском саду часто используют колючие мячи. Шипы, которыми покрыт мяч, стимулируют кожу рук и влияют на нервную систему, но не причиняют детям боли и дискомфорта. Дети могут катать мяч по столу, между ладонями, передавать друг другу во время игры;
    • Складывание фигур из пальцев. Чтобы детям это упражнение было интересно, нужно погасить верхний свет, подвинуть лампу к стене и показать, как фигуры из пальцев отбрасывают на стену тени в виде животных или предметов. Можно помочь детям сложить пальчики нужным образом и дать попробовать показать на стене собачку, домик или привидение, задействуя мелкую моторику;
    • Для детей младшего возраста можно порекомендовать такое упражнение: родителям нужно нашить на край ткани яркие пуговицы, а с другой стороны сделать отличающиеся петли, и предложить ребенку узнать, какая пуговка подходит для какой петельки. Это упражнение очень хорошо влияет на развитие мелкой моторики у детей, еще не умеющих самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы на одежде;
    • Будет интересно и упражнение со шнурками. В магазинах есть множество игр, направленных на продевание шнурка в отверстие. Ребенку предлагается закончить рисунок: линиями из шнурка рисуется домик, елка, цветок или животное. С такими играми дети не только приобретают необходимые навыки самообслуживания (завязать бантик, продеть шнурок в отверстие), но и развивают моторику пальцев, а следовательно – интеллект.
    • Какие еще упражнения рекомендуют педагоги и психологи для детей младшего возраста? Дети очень любят игры с элементами приключений, например, поиски клада. Кладом могут быть маленькие игрушки, монеты, яркие бусины, закопанные в большой чашке с песком, крупой или подобным материалом. Задача ребенка – засунуть руки в чашку и найти спрятанное сокровище. Наполняющий емкость материал довольно плотный, он окажет массажное воздействие на кожу рук, а активные движения способствуют улучшению координации пальцев и кисти. Более сложный вариант этого упражнения – найти спрятанные пуговицы или бусины и нанизать их на леску.

      Конечно, нельзя обойти вниманием рисование и лепку. Эти занятия прекрасно влияют на моторику пальцев, раскрывают творческий потенциал, улучшают память, внимание, наглядно-образное мышление. Дети младшего возраста охотно рисуют пальчиковыми красками, обводят различные предметы, раскрашивают карандашами и красками большие интересные рисунки. Старшей и средней группе можно давать более сложные задания: соединить точки по порядку, перерисовать картинку с образца, дорисовать вторую половину рисунка и т.п.

      Есть и необычные методики, позволяющие еще сильнее воздействовать на мелкую моторику и формирование головного мозга у детей. Рисовать можно не только традиционным способом, но и набрызгом, кляксами, тампонированием. Эти упражнения дети часто изучаю в первом-второй классе начальной школы, но и в детском саду занятие будет интересным.

    • Набрызг. В жидкую краску (смоченную акварель, гуашь c водой) опускают жесткую широкую кисть или зубную щетку. Краска брызгается со щетины на лист руками. На таком фоне можно нарисовать еще что-то, а можно оставить такой абстрактный рисунок из капель и потеков краски;
    • Кляксография. На бумагу ставится несколько разноцветных клякс и аккуратно перемешивается. Детям предлагается увидеть в пятнах краски образ чего-либо и дорисовать это. Это упражнение хорошо влияет на абстрактно-образное мышление;
    • Тампонирование – более простая техника. Вместо кисти дети используют свернутый клочок бумаги, ватный диск, губки с разными ячейками и другие вещи.

    Еще более охотно дети дают раскрашивать ладошки и с радостью соглашаются оставлять ими печати на бумаге. Мокрые кисти отличающейся жесткости, краска, растворенная в теплой или холодной воде, гладкая или шершавая бумага или картон – все это оказывает стимулирующие действие на активные точки на ладони, а отпечатывание ладони или пальца на бумаге прекрасно влияет на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

    Столь же охотно дети лепят из пластилина или других пластичных материалов. Сейчас продается огромное количество материалов для лепки: цветная полимерная и обычная глина, керамика, пластилин. Соленое тесто довольно просто сделать своими руками. Готовые изделия из глины, керамики и теста можно раскрашивать. Начало занятий по лепке посвящено простым фигурам, шарикам, колбаскам, лепешкам, а дальше на занятиях с детьми можно создавать из пластилина целые композиции.

    В старшей и подготовительной группах детского сада можно занять детей штриховкой и графическими упражнениями, которые подготовят руки малышей к письму. Для детей этого возраста и то, и другое является еще одним видом раскрашивания, но со своими правилами. Задания должны быть даны в игровой форме, а не в виде прописей, например, можно попросить нарисовать забор, пририсовать рыбкам чешую, соединить точки, пройти лабиринт и нарисовать дорожку и т.д. Все это окажет положительное влияние на моторику пальцев.

    Очень хорошо себя зарекомендовала работа с бумагой и аппликация. В старшей и подготовительной группах детям под контролем взрослых можно доверять ножницы и клей. Вырывание из бумаги форм и фигур будет более полезно для малышей, так как мелкая моторика больше задействуется в процессе сминания и разрывания бумаги. Старшим детям можно предложить не просто мять листы бумаги, а делать оригами, которое тренирует предметно-действенное и наглядно-образное мышления.

    Развитие моторики у детей тесно связано не только с формированием головного мозга, но и с совершенствованием навыков общения, мышления, творчества. Моторика рук включает в себя огромный спектр движений, который дети должны освоить всего за несколько лет, от простого умения сжимать руку в кулак и распрямлять их до умения писать и рисовать, от способности держать погремушку до лепки скульптур из пластилина и теста. В раннем возрасте дети учатся владеть руками и пальцами, осваивают навык мелкой моторики, письма, рисования. Это особенно важно, так как умственное развитие детей и моторика находятся в прямой зависимости. Чем слабее моторика, тем быстрее ребенок будет уставать на занятиях, тем больше будет рассеиваться его внимание. Чтобы дети не отставали в учебе, хорошо говорили и были всесторонне подготовлены, их развитие моторики следует начинать с самого раннего возраста.

    deti.center

    Упражнения на моторику пальцев рук

    Презентация ‘Игры для развития мелкой моторики пальцев рук с использованием нестандартного оборудования’. В данном материале говорится о роли упражнений, направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие мелкой моторики пальцев рук в младшей группе. В последние годы в детский сад поступают дети, имеющие множественные проблемы в речевом (Общее недоразвитие речи, дизартрия), психическом и физическом. Скачать презентацию можно по этой ссылке. Именно поэтому я предлагаю разнообразные игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук.Эту презентацию рекомендую выкладывать на официальном сайте дошкольного учреждения для родителей.

    Лобня Воспитатель Морозова Татьяна Алексеевна. Актуальность. Актуальность работы по развитию мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста с ОНР обусловлена возрастными психологическими, физиологическими и речевыми особенностями. Всесторонне представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно- двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно- двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

    В данной презентации представлены наиболее любимые детьми упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Они будут способствовать развитию умения красиво писать и улучшат речь ребенка.

    Чтобы логопедических детей научить говорить, нужно не только тренировать их артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику. Скачать презентацию. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники часто испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу.

    Что такое мелкая моторика? В применении к моторным навыкам часто используется термин – ловкость. К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов до очень мелких движений, от которых зависит почерк человека. Значение мелкой моторики . Сухомлинский Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития мелкой моторики является одним из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе. Движение пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций, таких как мышление, память, внимание.

    Презентация: Мелкая моторика руки.ppt, Тема: Развитие мелкой моторики, Урок: Дошкольное образование. Развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики пальцев рук Подготовила: Учитель-логопед Коптелова К.А. МБДОУ детский сад «Теремок» 2016 год У детей раннего дошкольного. Курс повышения квалификации «Основы создания интерактивного урока: от презентации до видеоурока». Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Презентация семинара по развитию речи Выполнила: воспитатель старшей группы Кравченко. Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является одним из основных направлений коррекционной работы по воспитанию у ребёнка здоровой речи.

    Виды организованной деятельности и их направления, где можно с успехом применять упражнения на развитие мелкой моторики руки. Познание: Социализация (игровая деятельность).

    Труд (самообслуживание). Безопасность (сохранение жизни и здоровья). Познавательно – речевое (развитие речи, сенсорное развитие и продуктивная деятельность). Формирование элементарных математических представлений (количество и счёт, форма, величина, ориентировка в пространстве). Коммуникация: (общение со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи).

    Художественное творчество: (стихотворные формы в пальчиковой гимнастике, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Физическая культура (физкультминутки, пассивная гимнастика (массаж))Предметно- развивающая образовательная среда. В группе создана необходимая предметно- развивающая среда, приобретены и сделаны игры и пособия для развития мелкой моторики. У нас есть определённое место в группе, где представлены различные игры и материалы для развития мелкой моторики. Работа здесь осуществляется с небольшой группой детей.

    Иногда, в утренний и вечерний отрезки времени, занимаемся индивидуально. Цель и задачи. Цель: развитие мелкой моторики у детей с ОНР посредством дидактических игр и игрушек, массажа ладоней и пальцев рук и пальчиковой гимнастики. Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей с ОНР посредством дидактических игр и игрушек, массажа ладоней, пальцев рук и пальчиковой гимнастики. Развивать тактильную чувствительность рук.

    Стимулировать зрительное и слуховое восприятие. Тренировать тонкие движения пальцев рук. Развивать память, внимание, терпение и связную речь. Развивать навыки ручной умелости.

    Совершенствовать предметно- развивающую среду группы для развития мелкой моторики. Методы и приёмы. Доминирующий метод – игровой. Словесный (объяснение и рассказ)Наглядный (показ, демонстрация, схемы)Практический (совместный показ, рассказ педагога, игра)Научные принципы. Комплексный подход. Системность и последовательность. Единство обследования (диагностики) и педагогического процесса. Сотрудничество воспитателя и родителей.

    Развитие. Методика проведения обследования. Карта обследования. Оформление результатов. Обработка данных обследования. Определение уровня развития мелкой моторики у детей. Содержание. Поставив перед собой цель и задачи, а так же исходя из моего личного педагогического опыта, учитывая возрастные особенности детей, опираясь на развёрнутое тематическое планирование, предложенное в программе «От рождения до школы» (под редакцией авторов Н. Е. Веракса, Т. С.

    Комаровой, М. А. Васильевой) я подобрала наиболее приемлемые для решения поставленных задач виды игровых упражнений по развитию мелкой моторики. Для удобства, те виды игровых упражнений, которые я использую в работе, были разбиты на комплексы: Использование нестандартного оборудования. Комплекс элементов изодеятельности в развитии мелкой моторики. Комплекс «Пальчиковые игры». Комплекс игрового массажа. Развитие графической моторики. Игры с крупой. Детям предлагаем поиграть в Золушку.

    Для этого на листочке бумаги смешиваем по чуть- чуть гречки, риса и гороха. После этого предлагаем рассортировать. Интересно наблюдать за детьми: каждый делает это по- своему. Кто- то берёт крупу двумя пальцами, кто- то просто двигает её по листу. Лучшей доски для рисования не придумаешь. Насыпаем в кружку сухой горох.

    Перекладываем по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинчиком. Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её другими пальцами – набирает целую горсть.

    Можно делать это и двумя руками. Разверни, не порви. Сколько фольги ребята испортили, прежде чем научились делать это аккуратно и медленно, стараясь не порвать тонкий материал. Игры со счётными палочками. В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счётные палочки или спички ( без серы).«Сложи колодец»«Выложи картинку»«Выложи геометрическую фигуру»Игры с прищепками. Упражнения с прищепками развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Чтобы игра была интересней, можно прикреплять прищепки по тематике.

    Игры с конструктором лего. Способствуют развитию восприятия. Создаются условия, в которых дети знакомятся с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов. Сухой бассейн. Дети любят играть в сухом бассейне (из крышек). Там спрятаны мелкие игрушки от киндер- сюрпризов, которые ребята с возрастающим интересом ищут в большом количестве пробок и крышек. Игры — шнуровки. Игры- шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Не обязательно нужно рисовать на листе бумаги карандашами и кисточками, можно рисовать на снегу или песке, манке, на запотевшем окне, на асфальте.

    Ещё есть много разных способов развить детское восприятие. Кроме мелкой моторики, эта игра формирует ещё и пространственное представление, умение складывать большое из мелких деталей. Мозайка – игра, которую помнит каждый из детства. Дети уже делают композиции по образцу или ориентируясь на собственную фантазию. Работа с ножницами. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторике и координации движений руки становится важной частью подготовки к школе.

    Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Пальчиковые игры.

    Пальчиковые игры – наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов пальчиковой гимнастики способствует быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, памяти и воображения.

    Речь детей становится более выразительной. Массаж кистей рук и пальцев. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Массажные шарики су- джок и кольцевая пружинка незаменимы для массажа пальчиков и ладоней.

    Развитие графической моторики. Развитие графических навыков. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, непосредственно образовательная деятельность проводится в тетрадях с крупной клеткой.

    Цель: развитие графических навыков, путём преодоления недоразвития моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребёнка. Задачи: Совершенствовать навыки выполнения пальчиковых гимнастики и игр, которые стимулируют развитие речи. Формировать мелкую моторику, умение слушать, запоминать, выполнять действия на основании словесной и зрительной инструкции.

    Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости, определения пространственных соотношений между двумя- тремя предметами или изображениями, а так же умения различать правую и левую стороны. Учить детей ориентироваться в тетради в крупную клетку.

    Учить детей рисовать прямые линии, квадраты, прямоугольники по точкам и без них, использовать эти элементы при написании букв в подготовительной группе. Учить детей рисовать наклонные линии по точкам и без них, использовать эти элементы при написании букв. Совершенствовать навыки штриховки горизонтальными и косыми линиями. Развивать глазомер, слуховое внимание, зрительное восприятие, речь. Вывод. Развитие кисти руки и координация движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности детей.

    Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном детстве. И поскольку общее моторное отставание наблюдается у большинства современных детей, особенно с ОНР, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать. Игры и специальные упражнения активизируют моторику рук, улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Вырабатывается их ловкость, умение управлять своими движениями.

    beeprikaz.weebly.com

    Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук для детей 2–3 лет

    Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук для детей 2–3 лет

    по развитию мелкой моторики пальцев рук

    Данная подборка игр и упражнений по развитию мелкой и общей моторики детей раннего возраста является приложением к методическому пособию «Девочка Маша».

    Игры и упражнения имеют многофункциональный характер, так как с их помощью у детей:

    — формируется фонетико-фонематическая база;

    развивается фразовая и связная речь, речевая, общая и тонкая моторика пальцев;

    — активизируется развитие высших психических функций, познавательной деятельности;

    развивается сорное восприятие, умение играть с игрушками;

    — формируется процесс социальной адаптации у детей.

    Цель: развитие мелкой и общей моторики и речи детей, расширению их кругозора.

    В процессе организации и проведения работы с детьми используются различные методы и приемы, посредством использования разнообразных материалов.

    Игра «Котята» Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.

    У кошечки нашей есть десять котят, Сейчас все котята по парам стоят:

    Два толстых, два ловких,

    Два длинных, два хитрых,

    Два маленьких самых

    И самых красивых. Покачиваем руками, не разъединяя их.

    Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга

    (от большого к мизинцу).

    Дом я строю во вселенной.

    Есть в нем крыша и антенна.

    Есть в нем дверь, и есть окошко –

    Пусть живет в нем наша кошка!

    Материал: палочки счетные, картинка с изображением дома и схема выкладывания.

    Усложнение: при выкладывании учитывать цвет предмета, по образцу предложить выложить кошку.

    Выкладывание из палочек одноэтажного дома с окном, дверью, антенной.

    — учить действовать по представлению;

    — продолжать формировать более тонкие дифференцировки при осуществлении подбора, соотнесения;

    — учить собирать дом по графическому изображению (рисунку);

    развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.

    Вот, как солнышко встает

    К ночи солнышко зайдет

    А под солнышком всем

    Солнце рано утречком поднималось,

    Студеной водицею умывалось.

    Протоптало солнышко сто дорожек!

    Почему у солнышка столько ножек?

    Г. Лагздынь Цель: развивать общую координацию движений. медленно поднимают руки вверх

    медленно опускают руки

    хлопают в ладоши

    руки поднимают вверх

    делают движения руками «умываются»

    идут друг за другом

    Игра «Кто в домике живет?».

    Материал: домик, окошки открываются, внутри вставляются карточки, на которых нарисованы животные.

    Цель: — развивать тактильные ощущения; — учить воспринимать расстояние; показать, что от него зависит результат действий, — обратить внимание на направление движения руки в пространстве и самостоятельно выбирать это направление; — развивать мелкую моторику; — активизировать словарь: петушок, кошечка (др.) «большой – маленький».

    Упражнение «Дом большой, дом маленький».

    Цель: развивать координацию общих движений.

    У петушка дом большой,

    А у кошки – маленький,

    Наш петушок пошел домой,

    Да и крошка кошечка.

    разводят руки через стороны – вверх

    жалобно; приседают, делают выдох, опускают голову, охватывают колено руками

    идут, руки за спиной, с высоким подниманием колен

    идут, выполняя плавные движения, имитирующие движение кошки

    Динамическое упражнение «Котята». Цель: — развивать общую координацию движений; — учить выполнять движения в соответствии с текстом:

    Как у нашей кошки,

    А у них на лапках

    Очень любят умываться,

    Лапкой ушки почесать

    И животик полизать.

    Улеглись на бочок

    И свернулись в клубок,

    А потом прогнули спинки,

    Убежали из корзинки.

    дети изображают действия котят: горбят спинки и шипят; стоят на коленях, вытягивают руки вперед и шевелят пальчиками, сжимают и разжимают кулачки

    имитируют умывание, чешут за ушками, «лижут» животик, прогибают спинку

    разбегаются, бег в течение 30 секунд

    Упражнение с пальчиками «Мышка» Цель: развивать мелкую моторику рук.

    Тихо грызла хлеба корку.

    Хлебные ест корки

    поскрести ногтями по столу, по коленям

    сжимать пальцы в кулаки и разжимать их

    потереть ладони друг о друга

    Пальчиковая игра «Коготки» Цель: развивать мелкую моторику рук.

    Точит кошка коготки,

    Ах, какие же они

    В этих лапках до поры

    В. Кудрявцев, В. Егоров

    пальцы выпрямляют и сжимают в кулаки

    поглаживают ладони друг о друга

    сжимают пальцы в кулачки, поворачивают кулачки вправо – влево.

    Игра: «Мышка в норке, спряталась от кошки».

    Материал: бумага тонкая цветная, игрушка (мышка, кошка). Цель: — учить рвать бумагу пальцами на мелкие кусочки; — строить из кусочков бумаги «норку» для мышки, засыпая мышку бумажками; — развивать фантазию.

    Упражнение: «Проложим дорожку из камешков» – лепка.

    Материал: игрушка мышка, пластилин.

    Цель: — вызывать интерес к простейшим действиям с материалами, пригодными для лепки; — учить отщипывать пальцами маленькие кусочки от основного куска и вдавливать их в поверхность дощечки для лепки.

    Упражение-игра «Посыпаем дорожки» – (домашняя школа Монтессори). Материал: красивое глубокое блюдце с чистым песком, пшеном, рисом, полоски бумаги.

    Цель: — учить детей посыпать тремя пальцами песок (крупу); — развивать мелкую моторику пальцев Методические рекомендации: предложить посыпать «песком» (пшеном, рисом) дорожку на столе шириной 3-5 см; ограничить ее полосками бумаги. Дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок сыпать тремя пальцами (сложить их «щепоткой», не выходя за края дорожки.

    Мышка маленькая в норке

    Это мышка в норке

    Хлебные ест корки.

    Выкладывание из палочек. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

    Упражнение с пальчиками «Мышки» Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

    Материал: на картинке нарисованы: кошка притаилась, мышки убегают по дорожке (дорожка из кружков):

    Методические рекомендации: «Помоги мышкам добежать до норки: прошагай тремя пальчиками правой руки по кружкам

    Игра: «Разрезные картинки» Цель: — учить составлять целое (мышку) из трех частей; — развивать воображение, память.

    Материал: мышка на картинке; мышка, состоящая из 3-х частей (голова, туловище, лапки).

    собрать картинку мышки из трех частей.

    Методические рекомендации: рассмотреть мышку на картинке; 1 вариант: наложить (совместить) части силуэта мышки на картинку; 2 вариант: собрать картинку мышки из 3-х частей (голова, туловище, лапки).

    Упражнение: «Это мышка – обведи и нарисуй»

    Материал: карандаш, фломастер, трафарет из картона или пластмассы силуэта мышки.

    Обводка трафарета из толстого картона или трафарета мышки из пластмассы. Цель: — развивать мелкую моторику пальцев; — учить воспринимать предмет с помощью обводящего движения, использовать полученный образ (мышки) в изобразительной деятельности.

    Вырос высокий цветок на поляне,

    Утром весенним раскрыл лепестки.

    Всем лепесткам красоту и питанье

    Дружно дают под землей корешки.

    Цель: развивать мелкую моторику пальцев

    руки в вертикальном положении, ладони друг к другу,

    развести пальцы и слегка округлить их

    ритмичные движения пальцами вместе – врозь

    ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести

    Игра: «Каждому листочку – свое место»

    Материал: карточки с листочками цветов

    закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки. Цель: — осуществлять выбор контура листочка по образцу и проверять его примериванием; — продолжать различать цветы «такой – не такой»; — знакомить с названиями цветов; — учить действовать в соответствии со словесной инструкцией; — продолжать развивать мелкие движения рук, целенаправленность действий; — создавать положительное эмоциональное отношение к выполнению задания.

    Материал: картинки с изображением сказочных декоративных цветов, таз с водой, салфетки, гуашь.

    Над клумбой бабочка кружит,

    Куда же сесть? Все не решит:

    Цветочек каждый так хорош!

    Какой красивей – не поймешь! Рисование

    Цель: — продолжать знакомить с нетрадиционными приемами рисования; — учить рисовать ладонью; — развивать воображение.

    Игра: «Собери цветок»

    Материал: на листе бумаги сделан цветок (аппликация, отдельно лепестки, поднос.

    Цель: — формировать зрительно-двигательную координацию; — развивать зрительную ориентировку на форму предмета; — формировать практические способы ориентировки (метод проб); — вызывать интерес к своим действиям; — учить захватывать мелкие предметы (лепестки) пальцами; — формировать способность согласованного действия пальцами обеих рук.

    Упражнение: «Красивый одуванчик»

    Втыкание спичек в пластилиновый комочек. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

    Игра: «Выросли цветы».

    Раз, два, три – выросли цветы,

    К солнцу потянулись высоко, высоко!

    Цветам тепло и хорошо!

    Е. Пожиленко Цель: развивать общую координацию движений.

    медленно встать из положения сидя

    поднять руки вверх, потянуться

    обмахивают лицо руками

    — учить детей на ощупь находить предметы в гречке;

    развивать тактильные ощущения, мелкую моторику пальцев рук зрительное восприятие.

    Оснащение: нарисованная на

    картоне ромашка с контурными

    лепестками и желтой серединкой;

    кусок глины или пластилина

    Я – цветок на длинной ножке,

    С желтой серединкой.

    А зовут меня – ромашка,

    — совершенствование работы указательного и большого пальцев; — развитие координации правой и левой руки;

    — обучение основным техническим приемам лепки – раскатыванию «колбаски» из небольшого кусочка глины;

    — расширение словарного запаса ребенка.

    Игра: «Готовим салат вместе с

    Оснащение: овощи (помидор,

    огурец коробка с отверстиями

    с боков для правой и левой руки.

    развитие тактильного восприятия (гладкий помидор, шершавый огурец);

    — обогащение пассивного и

    активного словаря ребенка:

    Оснащение: картинка с

    Динь – динь – динь…

    Динь – динь – динь… Цель: расслабление кисти руки,

    развитие умения соблюдать ритм.

    Игра: «Хоровод среди цветов»

    Оснащение: грецкий орех.

    Вложить в ладони ребенка

    грецкий орех попросить его

    делать круговые движения в такт словам:

    Вокруг розовых кустов,

    Среди трав и цветов

    Водим, водим хоровод. Цель: развитие тактильного

    Оснащение: цветы из бумаги

    (ромашки, колокольчики, спицы.

    Усложнение задания возможно за счет нанизывания цветов, вырезанных из бумаги по контуру, в любой последовательности Цель: развитие мелкой моторики,

    (кошка, петух (заяц, медведь);

    картинка с изображением

    — формирование контроля за

    движений пальцев (указательного и

    среднего попеременно, двух

    Оснащение: наборное полотно;

    мозаика; фрукты (яблоко, груша,

    апельсин) или заменяющие их

    указательного и большого пальцев

    ведущей руки ребенка;

    развитие умения выкладывать

    картинки по образцу;

    активизация словаря: «яблоко»,

    Оснащение: два листа картона (на

    одном контурная прорисовка

    ромашки, на втором – тюльпана);

    белый шнур для выкладывания

    лепестков ромашки; красный шнур

    для выкладывания лепестков

    короткий кусок желтого

    шнура для выкладывания

    По полянке я шагаю

    И цветочки собираю.

    Белую ромашку – много лепестков.

    Шляпа, как тюрбанчик. Цель:

    — закрепление умения ребенка

    составлять узор из деталей (по

    образцу, по памяти);

    развитие моторной ловкости

    ориентироваться на листе бумаги;

    — активизация словаря: «ромашка»,

    Выложить из шнуров цветы по

    Оснащение: наборное полотно,

    мозаика, нарисованная на листе

    бумаги дождевая капля.

    Дождик капнул на ладошку,

    На цветы и на дорожку.

    Льется, льется, ой-ой-ой!

    Побежали мы домой.

    развитие зрительного внимания;

    — выработка умения выкладывать

    Пальчиковые игры. Пальчиковые игры. Педагоги и врачи рекомендуют начинать подготавливать ребёнка к школе уже с трёхлетнего возраста. Ведь это наилучшее время.

    Развивающая среда. Педагоги и врачи рекомендуют начинать подготавливать ребёнка к школе уже с трёхлетнего возраста. Ведь это наилучшее время для развития мелкой.

    www.maam.ru

    Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

    Развитие мелкой моторики рук влияет на интеллект малыша, его память внимание и мышление. Поэтому каждая мама стремиться как можно раньше начать заниматься с крохой. Многие родители думают, что проводить такие занятия могут только специалисты в центрах развития. Конечно, можно водить кроху на занятия в группы, но несложно заниматься и дома, разработав систему и план занятий, которые будут интересны ребёнку в раннем и дошкольном возрасте и направлены на развитие двигательной активности.

    Что такое мелкая моторика

    Мелкая моторика — это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами. Другими словами, это способность манипулировать маленькими по размеру предметами, при которой задействованы только мелкие мышцы организма.

    Не стоит путать понятия мелкой и крупной моторики, сенсорики. Они взаимосвязаны, развиваются в организме ребёнка параллельно, но отличаются друг от друга:

  • крупная моторика — это движения крупных мышц организма, основа физического развития ребёнка: ходьба, прыжки, повороты тела, бег и другие активные действия;
  • сенсорика — это восприятие окружающего мира через ощущения (тактильные, зрительные, вкусовые, слуховые), благодаря которому у ребёнка формируются навыки и предпочтения, он имеет представление о различных предметах, явлениях и действиях.
  • Ум ребёнка — на кончиках его пальцев.

    Это не просто фраза, а научно доказанный факт. Именно на кончиках пальцев расположено огромное количество нервных окончаний, импульсы через которые подаются в головной мозг, где информация обрабатывается, дополняется данными различных рецепторов: зрительных, слуховых, обонятельных. И только потом ребёнок воспринимает целую картинку, предмет или действие. Педагоги вместе с известными учёными доказали, что развивая мелкую моторику, малыш быстрее учится говорить, писать, логически мыслить. Поэтому заниматься с ним рекомендуется с раннего возраста.

    Мелкая моторика для развития речи и других навыков

    1. Умение управлять руками — основа овладения навыками, которые необходимы ребёнку в повседневной жизни.
    2. Мелкая моторика нужна для развития важнейших психических процессов: памяти, восприятия окружающего мира, мышления, логики, внимания и речи.
    3. Уровень развития мелкой моторики — один из главных показателей готовности к обучению ребёнка в школе.
    4. Мелкая моторика начинает развиваться уже с рождения: сначала малыш рассматривает свои руки, потом учиться сжимать и разжимать пальцы, управлять ими, чтобы схватить игрушку или находящийся рядом предмет. По мере взросления он понимает, как правильно держать кисть или карандаш, учится рисовать, а ближе к 6–7 годам пробует писать. Конечно, некоторые моменты ребёнок сможет изучить сам, т. к. все дети любознательны и проявляют интерес к незнакомым предметам. Однако учёные и педагоги настаивают, чтобы родители занимались с ними посредством специальных игрушек и заданий, выполняли упражнения, способствующие совершенствованию мелкой моторики рук.

      Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов начинается с развития движения рук, пальцев и кистей — это доказанный учёными факт. Поэтому, чтобы мозг ребёнка развивался, необходимо тренировать его руки. Кроме того, вся дальнейшая жизнь будет требовать координированных движений, необходимых для рисования, письма и выполнения множества других действий.

      Недостаток развития мелкой моторики может привести к таким последствиям для малыша:

    5. отсутствие интереса к рисованию, лепке и другим видам деятельности;
    6. сложности с адаптацией к образовательному процессу в школе: ребёнок хуже воспринимает новый материал, плохо читает, поэтому темп обучения ему кажется слишком быстрым и сложным;
    7. недостаточное развитие творческих способностей, мышления и внимания;
    8. неспособность ровно провести прямую линию, правильно запоминать и писать цифры или буквы;
    9. если попросить его нарисовать картинку, он в большинстве случаев не может правильно разместить предметы на пространстве листа, ему не хватает фантазии, нет разнообразия цветов и чёткого сюжета;
    10. такие дети позже начинают говорить, у многих наблюдаются дефекты речи, которые сложно поддаются корректировке даже во время занятий со специалистами.
    11. На что влияет мелкая моторика — видео

      Способы развития мелкой моторики, актуальные для детей разных возрастов

      Чтобы ребёнок развивался гармонично, обязательно нужно с ним заниматься с самого рождения, совершенствую мелкую моторику рук. Сегодня существует множество авторских методик, развивающих игрушек и занятий, которые проводятся в игровой форме и помогают узнавать новую информацию через тактильные ощущения. В зависимости от возраста и предпочтений малыша можно ему предложить:

    12. массаж кистей рук и пальцев;
    13. игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками;
    14. пальчиковую гимнастику;
    15. графические упражнения, штриховки;
    16. лепку из пластилина;
    17. собирание конструкторов и мозаик;
    18. рисование и раскрашивание;
    19. вырезание ножницами;
    20. работу с бумагой, складывание оригами, аппликации;
    21. игры с верёвочкой, шнуровку.
    22. Важность развития мелкой моторики с раннего возраста

      Развитие мелкой моторики у детей до года

      Мама и папа с самого рождения могут помочь своему малышу развиваться. Для деток первого года жизни подходят такие занятия:

      Массаж рук и массажёры

      Детям до года очень полезен массаж рук, пальцев и ножек. Родители могут выполнять его в любое время дня без ограничений по времени. Главное правило: грудничку упражнения должны нравиться. Если малыш ощущает дискомфорт, начинает капризничать и убирать ручки или ножки, занятия лучше ненадолго отложить.

    23. Аккуратно потягивайте пальчики малыша: упражнение должно проходить медленно и нежно, никаких резких движений. Затем каждый пальчик нужно погладить. Эти действия можно проводить с детками от двух месяцев и старше.
    24. Делайте круговые движения пальчиков в одну сторону, затем в другую. Упражнение делается с каждым пальчиком по отдельности.
    25. С 5 месяцев можно легко массировать каждый палец ребёнка, затем ладошку и плавно переходить на кисть руки. Помимо развития мелкой моторики, происходит и общее укрепление мышц верхних конечностей малыша.
    26. В 8 месяцев приходит время подключать более активные упражнения: постукивать своим пальцем по ладошке ребёнка, слегка нажимать, загибать и разгибать пальчики. Эти действия можно делать одновременно с проговариванием стишков «Сорока-белобока», «Шла коза рогатая». То же самое повторяют и с ногами крохи.
    27. Очень полезно использовать специальные тренажёры или массажёры. Они бывают в виде мягкого мяча с неровной поверхностью, валика или кольца, которое одевают на палец. А можно использовать подручные материалы: покатать в руках грецкий орех, сшить мешочки из натуральных тканей и насыпать в них разные крупы. Их периодически давайте ребёнку в руки — это отличный массаж и стимуляция нервных окончаний.

      Выполнять упражнения с массажёром можно по-разному, катая его:

    28. по столу;
    29. между ладонями;
    30. от кончиков пальцев до локтя;
    31. по тыльной стороне кисти.
    32. Главное помнить, что заниматься нужно с обеими верхними конечностями по очереди. Некоторые родители ошибочно полагают, что если они будут уделять внимание только правой, их ребёнок не будет левшой. Это неверное утверждение. Для гармоничного развития крохи следует развивать две руки одинаково.

      Тренажёры и массажёры для развития мелкой моторики рук — фотогалерея

      Дети очень любят рисовать. Не стоит думать, что приучать их к творчеству нельзя раньше 1–1,5 лет, когда они смогут взять с руки кисть или карандаш. Сегодня большой популярностью пользуются пальчиковые краски, изготовленные из натуральных компонентов и безопасные даже при проглатывании. Рисование рукой является идеальным вариантом развития мелкой моторики у детей грудного возраста. Ребёнок не только ощущает все движения пальцами, но и воспринимает цвета красок, учится их распознавать. В этом случае развивается и сенсорное мышление.

      Рисуем пальчиковыми красками — видео

      Актуальные методы развития моторики у детей от 1 до 2 лет

      В годик ребёнок уверенно сидит, а возможно уже и ходит. Теперь он больше интересуется развивающими игрушками, книжками и другими окружающими его предметами. В этом возрасте для него важно сенсорное восприятие, поэтому можно подключать такие занятия:

      • пальчиковые игры, массаж рук и кистей;
      • пальчиковые краски, рисование гуашью с помощью кисти (акварелью дети начинают рисовать с трёх лет);
      • лепка: маленьким деткам ещё тяжело лепить из пластилина, поэтому лучший вариант — тесто;
      • сортеры и пирамидки, мягкие пазлы — всё это замечательно развивает мелкую моторику;
      • бизиборды, игры с крышками — здесь важен интерес ребёнка и простор фантазии родителей.
      • Игрушки и занятия для детей младшего возраста — фотогалерея

        Развивающие игры для детей 1–2 лет — видео

        Задания для малышей 2–3 лет

        В 2–3 года ребёнок очень быстро изучает и овладевает навыками. Дети уже могут объяснить, что они хотят делать, что им интересно в данный момент. В этом возрасте развитие мелкой моторики способствует в первую очередь развитию речи. Малыш с каждым днём произносит всё больше новых слов, учится воспринимать и копировать звуки, начинает говорить целыми предложениями, поэтому крайне важно в этот период с ним заниматься. Занятия кардинально не отличаются от тех, которыми кроха увлекался в 1–2 года. Но их можно усложнить и добавить новые:

      • нанизывание: предложите ребёнку собрать красивые бусы для мамы, или распределить фигуры одного цвета на верёвочке;
      • игры со шнуровкой очень нравятся детям этого возраста;
      • строительство башни: малыш учится координации движений, распределяет кубики ровно, чтобы они не упали;
      • лепка поделки из пластилина: этот материал для лепки более сложный, чем тесто, и ребёнку нужно приложить больше усилий, чтобы с ним работать;
      • занятия с крупами: предложите малышу выбрать из ёмкости одну крупу и оставить в ней другую;
      • игры с водой: ребёнок из ёмкости с помощью ложки или сачка вылавливает различные предметы.
      • Игры с крупами, водой, пластилином, кубиками и прочие занятия для детей 2–3 лет — фотогалерея

        Игры для развития мелкой моторики детям 2–3 лет — видео

        Развитие мелкой моторики с детьми садиковского возраста (4–5 лет)

        В 4–5 лет ребёнок предпочитает выполнять многие задания только самостоятельно. Ему интересно, как устроена развивающая доска, почему крутятся колёса и многое другое. Любознательность и тяга к познанию нового только способствуют гармоничному развитию личности. Малыш уже хорошо владеет кистью и карандашом, поэтому основные задания направлены на подготовку руки к письму. Многие родители думают, что это рано для этого возраста. Не стоит путать, в 4 года никто не заставляет кроху писать целые слова или буквы, если он не проявляет интерес. К упражнениям и занятиям, описанным выше, стоит подключить новые:

      • игры с песком, или песочная терапия, как часто называют эти упражнения психологи: пусть ребёнок водит пальцами по песку, рисуя картинки или предметы;
      • работа с ножницами: сначала ребёнок учится вырезать ровные полоски, затем геометрические фигуры;
      • аппликация: малыш научится создавать композиции на бумажной плоскости, работать с клеем и салфеткой;
      • рисование, раскрашивание мелких деталей, штриховка — эти навыки готовят руку малыша к письму.
      • Рисование, аппликация, штриховка и другие занятия для ребёнка 4–5 лет — фотогалерея

        Упражнения для развития мелкой моторики у детей 4–5 лет

        Мелкая моторика для дошкольников 6–7 лет

        В 6–7 лет ребёнок идёт в школу, поэтому он должен быть морально и интеллектуально готов к новому этапу своей жизни. Уроки предусматривают соблюдение дисциплины, быстрое улавливание и понимание нового материала, способность хорошо запоминать и повторять задания. В этом возрасте все упражнения направлены на развитие речи и письма, навыков чтения. Именно поэтому родителям стоит уделить особое внимание совершенствованию мелкой моторики. Недостаточное развитие в этой сфере приводит в большинстве случаев к проблемам в обучении: ребёнок не может писать или делает это очень медленно, у него плохо развиты творческие навыки, фантазия и мышление.

        Подготовить малыша к школе помогут такие занятия:

      • физические упражнения: пальчиковая гимнастика, массажёры для рук, пальчиковые игры, пальчиковый театр;
      • мозаика: мелкие детали, которые нужно правильно собрать по инструкции — отличный способ развития маленьких пальчиков;
      • конструктор: в этом возрасте привычные малышу крупные кубики заменяются на более мелкие детали, с помощью которых развивается не только мелкая моторика, но и фантазия;
      • прописи: можно обводить не только буквы или цифры, но и разные фигуры, которые могут заинтересовать ребёнка.
      • Занятия по развитию моторики для дошкольников — фотогалерея

        О важности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста — видео

        Как развивать мелкую моторику у леворуких детей и малышей и нарушением зрения

        Исследования, которые проводились учёными, показали, что многие леворукие дети имеют проблемы с развитием речи, письмом и чтением, поэтому очень важно заниматься с ними упражнениями для развития мелкой моторики. Родителям ребёнка, который активно пользуется левой рукой, а не правой, во время занятий необходимо учитывать некоторые нюансы.

      • Источник света во время выполнения упражнений должен находиться с правой стороны.
      • Леворукие дети зрительно не воспринимают пространство, которое находится слева от них, поэтому все предметы нужно располагать правее.
      • Занятия нужно проводить с перерывами. Для ребёнка-левши это важно, ему нужно больше отдыха, поэтому старайтесь распланировать упражнения так, чтобы устраивать паузу каждые 20 минут.
      • Во время письма ребёнок часто выдвигает левое плечо вперёд — это норма для деток, которые держат ручку в левой руке, не стоит специально менять его позу.
      • Главное — не акцентировать внимание, что малыш чем-то отличается от других детей. Он должен чувствовать поддержку родителей и педагогов.
      • Сегодня дошкольникам часто ставят диагнозы, связанные с проблемами зрительного восприятия. Причин того, что ребёнок плохо видит, может быть множество, однако такие дети должны развиваться наравне со сверстниками. Очень часто они не могут выполнять действия руками, не понимают, что делать. Именно поэтому развивать мелкую моторику у них нужно с раннего возраста. Однако начинать упражнения лучше с двух лет: малыш уже будет понимать, что вы от него хотите, и не будет бояться.

      • Обязателен массаж и пальчиковая гимнастика: постукивания, поглаживания, игры с массажёрами — всё это должно быть в программе занятий.
      • Все занятия направлены на изучение информации благодаря тактильным ощущениям, поэтому ребёнку предлагают предметы из разных материалов, разной формы, которые он трогает, запоминает и пытается описать свои ощущения.
      • Слабовидящие дети учатся читать по рельефно-точечному шифру, поэтому родители подготавливают малыша к восприятию и пониманию такой формы: можно использовать фольгу, на которой чертят линии, волны, точки и другие фигуры. Он обводит пальцами выпуклые рисунки, пытается их понять и запомнить.
      • В более старшем возрасте ребёнок может сам чертить фигуры или рисунки, а потом на ощупь как бы читать их.
      • Не стоит думать, что если у ребёнка слабое зрение или присутствует задержка речевого развития, то занятия с ним не имеют смысла. В большинстве случаев регулярные упражнения на развитие мелкой моторики помогают малышу догнать своих сверстников и приспосабливаться к новой для него информации.

        Диагностика уровня развития мелкой моторики детей в разном возрасте

        С каждым днём ребёнок растёт и развивается. В определённом возрасте он должен уметь выполнять различные задания. Для того чтобы оценить успехи малыша проводят диагностику. В первую очередь смотрят, насколько у него развита мелкая моторика. Существуют специальные задания, по мере выполнения которых педагог или психолог определяет уровень владения моторикой рук. Для каждого возраста сложность таких упражнений разная. Как правило, начинают диагностировать детей с трёхлетнего возраста.

        1. Упражнения для 3–4 лет.
          1. Собери монеты в коробку. Малышу предлагается коробка небольшого размера и вокруг неё в хаотичном порядке разложены двадцать монеток. По сигналу он должен как можно быстрее собрать все их в коробку. Задание нужно выполнить сначала одной рукой, затем другой. В норме ребёнок складывает все копеечки активной рукой за 15 секунд, другой — за 20 секунд.
          2. Рисуем в воздухе. Ребёнок должен в течение десяти секунд рисовать пальцами круги в воздухе приблизительно одного размера, при это руки движутся одна по часовой стрелке, другая — против. Если малыш вращает пальцами в одну сторону, или круги сильно отличаются по размеру — задание считается невыполненным.
          3. Нарисовать на бумаге круг, горизонтальные и вертикальные линии.
          4. Упражнения со шнуровкой и пуговицами: ребёнок должен зашнуровать макет ботинка, расстегнуть и застегнуть пуговицы.
          5. Упражнения для 4–5 лет.
            1. Колечко. Нужно соединить указательный и большой пальцы в виде кружочка, а остальные поднять вверх. Ребёнку предлагают удержать пальцы в таком положении в течение 10 секунд.
            2. Проверяют, как ребёнок умеет рисовать прямые, изогнутые линии, волны.
            3. Вырезание ножницами: ребёнок должен уметь вырезать по контуру простые геометрические фигуры.
            4. Согнуть лист пополам: малыш должен как можно ровнее сложить лист бумаги А4.
            5. Упражнения для 5–7 лет.
              1. Рисовать прямые, ломаные, волнистые линии. Нарисовать человека.
              2. На каждой руке поочерёдно вытянуть одновременно указательный палец и мизинец, продержать их в таком положении пять секунд.
              3. Вырезать из квадрата круг.
              4. Попросить ребёнка как бы посолить суп, чтобы малыш медленно растирал кусочки соли между пальцами.
            6. Если в результате диагностики обнаружено отставание в развитии двигательной активности рук, не стоит оставлять эту информацию без внимания: нужно подобрать задания и усиленно заниматься с ребёнком на предмет развития пальчиков.

              Картотека упражнений и игр на развитие мелкой моторики рук

              Развитие мелкой моторики лучше проводить в игровой форме. Так ребёнку будет интересен процесс, а время, проведённое за занятиями, значительно увеличится. Многие родители задаются вполне логичным вопросом: как же из такого количества существующих упражнений и заданий выбрать нужные и самые эффективные. Ответ прост: все зависит от интересов ребёнка. Некоторые дети предпочитают конструкторы, другие рисование, поэтому родители могут составлять список занятий и упражнений в зависимости от предпочтений ребёнка.

              Пальчиковая гимнастика, самомассаж и упражнения с карандашом

              Во время развивающих занятий рекомендуется делать пятиминутные перерывы и давать ручкам отдохнуть, используя приёмы гимнастики или самомассажа.

              Для детей с самого раннего возраста и дошкольников важны пальчиковая гимнастика и самомассаж. На ладонях находится около одной тысячи биологических точек, которые регулируют работы органов человека. Гимнастика для пальчиков проводится одновременно со стишками, которые так интересны детям.

              Пальчиковая гимнастика на столе:

            7. свободное похлопывание кистями по столу поочерёдно и одновременно;
            8. свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочерёдно;
            9. поочерёдное приподнимание и опускание пальцев (кисти лежат на столе) правой и левой руки, затем обеих одновременно;
            10. имитация игры на пианино.
            11. zhdumalisha.ru

              Смотрите так же:

              • Ушиб плеча рука не поднимается Как лечить ушиб плечевого сустава? Здравствуйте, у меня ушиб плечевого сустава, рука не поднимается. Подскажите, пожалуйста, какое необходимо лечение и можно ли делать упражнения? В Вашем случае, скорее всего, во время ушиба произошло повреждение суставной сумки плеча, произошел отек тканей, компрессия нервных […]
              • Почему болит рука до локтя Почему немеют локти, левый, правый локоть? Онемение в правом и левом локте вызвано воспалительным, дегенеративно-дистрофическим, опухолевым процессом. Часто немеет локоть у пожилых людей, которые имеют проблемы с сердечно-сосудистой системой. Обращайте внимание, когда именно начинает беспокоить вас симптоматика – во […]
              • Тянет руку кисть Рассмотрим причины боли в руках от локтя до кисти Как бы это банально не звучало, но без рук мы не можем делать ничего. Практически любое наше повседневное действие сопровождается активностью кистей, локтей, ладоней и пальцев. Согласитесь, когда появляется боль в части тела, которая вам необходима каждую минуту в […]
              • Мази от артроза плечевого сустава Мази при артрозе коленного сустава, тазобедренного, локтевого и других, виды и показания к применению Артроз коленного сустава, иначе называемый гонартроз – это дегенеративное заболевание хрящевых суставных тканей, приводящее к разрушению хряща, потере его эластичности и нарушению функций суставов. Патология имеет […]
              • Шарики на пальцах рук Прозрачные пузырьки на пальцах рук Прозрачные пузырьки на пальцах рук появляются по совершенно различным причинам. Они вызывают дискомфорт у больного. Чтобы правильно поставить диагноз, важно внимательно рассмотреть образования на коже. Как лечить этот недуг В зависимости от причины, которая спровоцировала […]
              • Шелушиться локоть и болит Шелушатся уши: в чем причина? Шелушение кожных покровов в ушах и появление зуда – являются тревожным сигналом. Эти признаки могут указывать на развитие инфекции или аллергической реакции. Но не во всех случаях такие симптомы могут указывать на заболевание. Шелушатся уши могут и по иным причинам, о которых мы сейчас и […]
              • Препараты от болей в руках Обезболивающие уколы от боли в спине Боли в спине являются распространённым недугом многих людей, независимо от их возраста и пола. Первое, что следует предпринять больному — это выявить причину своего недомогания, обратившись к врачу. Первичный осмотр всегда должен проводить терапевт, который затем назначит […]
              • Что значит родинки на пальцах рук Родинки на пальцах рук: вредят ли они здоровью кожи Родинки – почему они появляются В появлении родинок нет ничего страшного и особенного. Однако многих не то, чтобы пугает, а интересует процесс появления родинки на самых разных частях тела. К примеру, не часто можно встретить родинки на пальцах рук. Если же у вас […]