Что должен уметь ребенок в 9 месяцев и особенности эмоционального и физического развития

С каждым днем младенец приобретает все большее количество навыков и умений, некоторые из которых вызывают улыбку окружающих. За период в 9 месяцев родители успевают привыкнуть к новому образу жизни, события которой стали крутиться только вокруг любимой крохи. При этом они не перестают беспокоиться о том, что в 9 месяцев ребенок должен уметь и как помочь ему быстрее развиваться.

Физиологические изменения

За очередной месяц малыш подрос, немного изменился его рост, объемы грудной клетки и головы. Прибавка веса снижается и составляет от 300 до 500 г, что обусловлено повышенной физической активностью малыша в этот период.

Нормой массы тела для девочек считается показатель от 7 до 10,5 кг, мальчикам характерны более высокие значения — от 7,3 до 11 кг.

Рост маленьких принцесс при соответствии норме должен лежать в диапазоне от 66 до 75 см, будущие защитники могут подрасти до 67,8-76,5 см.

У детей в среднем на 0,5 см увеличивается объем головы, на такое же значение вырастает и грудная клетка. У девочек эти показатели составляют 42,9-46,4 см и 44,5-49,3 см, для мальчиков 44-47,4 см и 44,4-50,8 см соответственно. Значительная часть детей имеют молочные зубы, количество которых варьируется от 6 до 8. Малыши могут страдать от их прорезывания, следствием которого может быть повышенная температура, боль, капризность и нервозность.

Различия в развитии мальчиков и девочек

Различие между мальчиками и девочками заключается не только во внешних особенностях роста, но и в поведении. Девочки проявляют в играх большую эмоциональность и стремятся к общению, мальчики больший интерес проявляют к неодушевленным предметам.

Речевые навыки малышек формируются быстрее, так как их часто больше интересуют звуки музыки и голоса.

Что умеет и что развивает девятимесячный малыш

Дети в возрасте 9 месяцев продолжают активно развиваться и познавать мир. У них все меньше остается безусловных рефлексов, приобретаются новые навыки. Девятый месяц может стать для некоторых малышей особенным, так как попытки научиться ходить могут привести к желаемому результату. Младенцы активно развивают моторику и речевые навыки. Они способны многократно повторять движения, прочно удерживать предметы в руках, жестами объяснять желаемое действие и повторять звуки взрослых.

Ребенок прочно ассоциирует себя со своим именем, на произношение которого отзывается и демонстрирует интерес. Он по-своему заявляет о своих желаниях, показывая направление движения пальчиком или указывая на предметы, которые он просит достать. Ребенок помогает при одевании, пытаясь самостоятельно просунуть части тела в одежду. Ребенок с удовольствием разглядывает картинки и отвечает на простые вопросы.

Если с ребенком занимались, то он без труда показывает отельные части тела, на картинках легко находит точное местонахождение глаз, носа и иных деталей. Девятимесячный малыш активно лепечет, часто создается ощущение, что он говорит на своем, только ему понятном языке.

Ребенок к 9 месяцам обладает навыком устойчивого сидения. Он может самостоятельно принимать желаемую позу в течение 10-15 минут, не требуя поддержки спины.

Ему удается выполнять следующие движения:

  • крутить туловищем, нагибаться и выпрямляться;
  • крепко удерживать в руках предметы подходящих для его руки размеров, легко их перекладывать, бросать и поднимать;
  • приседать и прыгать, удерживаясь за руки взрослого;
  • ползать по дому в различных техниках, в том числе на четвереньках, по-пластунски и даже сидя.

Малыш продолжает нуждаться в достаточном количестве часов отдыха. Общее время отдыха в течение суток может достигать 2/3. Ночной сон в среднем у большинства младенцев составляет 10-12 часов, продолжительность дневного становится более длинным.

Ребенок в 9 месяцев спокойно встает, используя для этого опору или помощь родителей. Первые шаги способны в этом возрасте делать немногие малыши, большинство младенцев передвигаются удерживаясь.

Многие родители девятимесячных малышей говорят о том, что дети в этом возрасте напоминают попугайчиков. Они пытаются повторить все, что слышат, часто имитируя произношение отдельных слогов и слов.

Младенец все увереннее начинает выражать свои эмоции, палитра которых становится невероятно разнообразной. Он с желанием реагирует и выражает чувства радости, счастья, грусти и страха. Маленький манипулятор учится получать желаемое капризами и слезами, поэтому стоит осторожно относиться к подобным проявлениям эмоций. Ребенок способен активно демонстрировать свое недовольство действиями взрослых. При попытке вытереть ему нос или подстричь ногти он активно мычит, может отталкивать руку и выворачиваться.

Для малыша важно отсутствие одиночества, поэтому он требует от окружающих повышенного внимания и не желает играть самостоятельно. Часто малыши болезненно реагируют на отсутствие рядом мамы, поэтому специалисты не советуют в таком возрасте выходить женщинам из декрета на работу. Младенец проявляет беспокойство рядом с чужими людьми и категорически отказывается идти на руки к незнакомым лицам.

В 9 месяцев ребенок способен выразить свои желание жестами и подражать действиям окружающих. У него уже имеется понимание причины и следствия.

Ребенок в этом возрасте понимает, что привело к тем или иным событиям. Например, после удара игрушкой он ожидает появления звука. К нему приходит понимание о связи некоторых событий, например, что после приема пищи он будет гулять или играть. Он начинает соотносить произнесенную речь с конкретным предметом в окружении.

В таком возрасте можно уже говорить об особенностях психики и характере ребенка. Некоторые дети предпочитают тихие игры, другие стремятся к подвижности. Одни малыши предпочитают для игры выбирать кубики, иные с головой уходят в процесс лепки или рисования.

У ребенка в 9 месяцев наблюдается активное развитие моторики и социальных навыков. Все чаще малыш начинает пытаться взять предметы двумя пальцами, а не всей ладонью. Все чаще младенцу хочется проявлять самостоятельность, но он понимает понятие «можно» и «нельзя». Его привлекают бытовые предметы, и кроха стремится к повторению действий взрослого. Он часто повторяет манипуляции мамы на кухне или имитирует разговор по телефону, что позволяет использовать подобные желания для развития ребенка в игровой форме.

Тест на развитие малыша в 9 месяцев

При проведении теста оценивается то, как 9-месячным детям удаются те или иные действия. Достаточно ответить на следующие вопросы:

  • умеет ли грудничок брать предметы двумя пальцами;
  • может ли ребенок найти самостоятельно спрятанную на его глазах игрушку;
  • при игре с другими детьми малыш способен подражать действиям сверстников, может объясняться действиями;
  • кроха может раскачиваться в стороны, обеспечивая себе точку опоры;
  • после просьбы о помощи или напоминании готов выполнить желаемое.

Если на все вопросы был дан утвердительный ответ, то развитие малыша соответствует норме.

Характерное поведение для младенца

Малыш активно стремится познать мир, поэтому все окружающие предметы для него представляют интерес. Он с радостью готов заглянуть в шкаф и тянется к недоступному для него предмету. Особое удовольствие малышам доставляет ползание вокруг стула или ножек стола.

Они привлекают к себе внимание взрослых и всегда рады с ними поиграть, при этом готовы многократно повторять одни и те же действия.

Медицинское наблюдение в 9 месяцев

Помимо традиционных осмотров у педиатра, ребенку в 9 месяцев требуется консультация стоматолога. Это позволит исключить риск кандидоза и стоматита, специалист проконтролирует качество прорезывания зубов и даст рекомендации в части необходимого ухода за полостью рта малыша. При наличии показаний проходят осмотр у терапевта и невропатолога.

Расширяем меню: что уже можно включать в рацион

Ребенку в 9 месяцев уже недостаточного только грудного вскармливания или питания сухой смесью. В общем объеме ежедневного меню такая еда не должна превышать 1/3. В меню крохи необходимо присутствие следующих продуктов:

  • овощных, фруктовых соков и пюре;
  • продукты кисломолочной группы;
  • каши молочные;
  • вареный желток;
  • мясные и рыбные пюре;
  • печенье, хлеб.

Малыш в этот период уже имеет зубы, поэтому необходимости обеспечивать консистенцию блюд в виде пюре нет. Ему можно самостоятельно пережевывать небольшие кусочки пищи, а банан или яблоко являются прекрасным средством «почесать» зубки. В этом возрасте необходимо начинать переводить ребенка на 3-разовое питание, обеспечив ему полноценный завтрак, обед и ужин. Между ними следует организовывать дополнительные перекусы, включая в меню творожок, печенья, пюре из фруктов или овощей.

Уход за малышом в 9 месяцев

Для 9-месячного малыша важно продолжать обеспечивать должный уход, режим питания и достаточный уровень физической нагрузки. Желательно проводить процедуры в одно и то же время, что позволит приучить ребенка к распорядку дня. Прогулки на свежем воздухе считаются обязательными в расписании режима дня младенца, исключения составляют периоды недомогания крохи.

Процесс купания малыша в 9 месяцев налажен и вызывает у него множество бурных эмоций. Длительность процедуры может составлять 20-30 минут. Разнообразить купание помогут мыльные пузыри, использование корабликов и мячиков.

Сеансы массажа позволят ребенку укрепить навыки ползания и помогут подготовиться ему к началу самостоятельной ходьбы. Массаж может проводить мама, но при этом следует соблюдать ряд правил. В число основных входит:

  • сеансы проводят при наличии у ребенка хорошего настроения, продолжительность не должна превышать 10 минут;
  • процесс начинают с мягких поглаживаний;
  • животик массируется по часовой стрелке;
  • ноги и руки массируются снизу вверх.

Сеанс массажа завершается легкими поглаживаниями и невесомыми похлопываниями.

Зарядка проводится с малышом в утренние часы. В течение первых 10 минут с момента пробуждения требуется выполнить комплекс стандартных упражнений для разминания различных частей тела.

Помогаем грудничку осваивать новые навыки

Младенец в 9 месяцев требует повышенного внимания, что дает родителям прекрасные возможности для его развития. Рекомендуется больше читать малышу стишки, петь ему детские песенки, делать с ним первые поделки и рисовать.

Ребенку в этом возрасте нравится разглядывать книжки, но часто он пытается порвать их. Для тренировок на прочность предметов лучше давать газеты и журналы, а сказки рекомендуется покупать в твердом переплете. Ребенку в этом возрасте достаточно простых игрушек:

  • пирамидки;
  • мозаика;
  • кубики;
  • источники звуков;
  • конструкторы.

Дети с удовольствием подражают действиям родителей, поэтому желательно для мальчиков иметь игровой набор инструментов, а девочкам предоставить предметы для развития навыков хозяйки в виде кастрюлек или наборов посуды. С ребенком можно играть не только в традиционные игрушки, а использовать для этих целей повседневные предметы.

Малышам нравится играть с крупами, они готовы часами пересыпать их при помощи лопатки. Интерес у крохи вызывает песок и мелкие камушки, мимо которых ему часто бывает сложно пройти.

Ребенок в 9 месяцев активно пытается повторять слова и слоги за взрослым, часто добиваясь успеха в этом деле. Часто он механически лепечет, и в результате могут получиться простые слова типа «мама» или «папа». Чаще они делают это случайно, но разницу между осознанным моментом и тренировкой можно почувствовать сразу. Некоторые крохи начинают уверенной обращаться к маме, показывают на дядю с произношением слова и говорят «дай», указывая на конкретный предмет. Только к году ребенок может научиться воспроизводить около 15 слов.

В такой период с ребенком следует заниматься с использованием повторений на звуки животных или техники— мяу, гав-гав, му-му, ту-ту и другие. Желательно использовать при таких играх картинки, и ребенок вскоре самостоятельно воспроизводит звуки при обращении взора на конкретное изображение.

Ребенок способен правильно показывать нос, ушки и другие части тела. Он с удовольствием демонстрирует подобные навыки на кукле, на маме и папе, может указать месторасположения в зеркале, часто попадая точно. Для развития навыков общения с телом на помощь родителям приходят игры:

  • ладушки;
  • «прятки» частей тела, закрытие глазок, ушек;
  • игровые движения пальцами.

При укладывании ребенка спать можно желать спокойной ночи глазкам и ножкам. Повторять обряд просыпания, здороваясь с выбранной частью тела.

Малыш в 9 месяцев прекрасно справляется с пластилином, он учится разминать его пальчиками, поэтому можно начинать делать первые совместные поделки. Для этих целей очень хорошо подходит тесто, для изготовления которого не требуется значительных затрат, материал полностью безопасен для крохи.

С малышом в этот период можно рисовать, используя для этого мелки, фломастеры или специальные безопасные краски.

Для детей в этом возрасте очень полезна «пальчиковая» техника, при которой ребенок с удовольствием размазывает жидкую красящую основу по листу ватмана или даже собственному телу. Творя вместе с ребенком и используя ладони вместо кисточек, можно создать уникальный шедевр.

К 9 месяцам ребенок приобретает навык прочного удержания предмета в ладони, он может повторять движения за взрослыми, «гладить» любимую игрушку или махать при прощании. Именно в этот период происходит активное развитие мелкой моторики, ребенок впервые может взять предмет двумя пальцами. Для оценки психомоторного развития педиатры используют специальный тест.

Возле крохи размещают крупную пуговицу, и если малыш смог взять ее указательным и большим пальцем, то это является хорошим признаком развития ребенка. Важно не оставлять младенца с мелкими предметами, что позволит избежать проглатывания их ребенком.

В 9 месяцев младенец обладает достаточным развитием кисти руки, которое в совокупности с совершенствованием процессов координации открывает перед крохой много новых возможностей. В этот период ребенку необходимо давать ложку для самостоятельной еды и хлеб, размещая предметы в правой и левой руке. Первые попытки будут неудачными и стоит быть готовым к тому, что малыш будет стучать ложкой и размазывать еду не только по лицу. Не стоит нервничать, спустя некоторое время действия крохи станут увереннее, а приобретение нового навыка станет стимулом для развития речи.

Оцените статью
Информационный портал о воспитании, развитии и здоровье детей