Если ребенок – одиночка по характеру, как ему общаться с другими детьми, что может сделать учитель и родители

Не все дети одинаково общительны. Некоторые просто в силу своего темперамента не любят активно контактировать со сверстниками. Обычно им приходится трудно в детском коллективе.

Поговорка «Дети жестоки!» попадает точно в цель, как знают педагоги, в чьих классах учатся ученики с интровертным складом характера. Снова и снова случается, что отдельные школьники маргинализируются другими, потому что они больше относятся к типу «одиноких». Однако это вовсе не означает, что ситуация безвыходна.

Посторонний или одиночка?

Не каждый ребенок или подросток в возрасте полового созревания, который редко приглашает других детей поиграть, является аутсайдером. Некоторые дети с раннего возраста увлекаются собственными играми и не готовы приглашать в свой мир ровесников. Такие малыши чувствуют себя комфортно в стране собственных фантазий как одиночки. Другие счастливы с одним-единственным другом, больше им и не нужно. Это качество характера заслуживает не меньше уважения, чем общительность.

Однако взрослым стоит обратить внимание, если ребенок в последнее время стал заметно более замкнутым и выглядит грустным. Даже если кажется, что никак не связанно с ученическим сообществом, лучше присмотреться.

Самое позднее, когда у ребёнка падают оценки и он не хочет идти в школу утром или в спортивный клуб днем, все сигналы тревоги должны зазвонить для его родителей. Часто таким образом ученик очень ясно показывает, что у него не все хорошо, и пытается избегать ситуаций, где требуется контакт с группой.

Если же ребенка избегают другие и он берет на себя роль постороннего, важно наблюдать за его групповым поведением. А в школе для родителей это невозможно. Так что им стоит поговорить с учителем своего ребенка. Спросить конкретно о его поведении и поведении одноклассников по отношению к нему.

Может быть, в школе кто-то чрезмерно активен, агрессивен или хвастлив? Может быть, в классе есть такие активные дети, для которых более застенчивый ребенок станет легкой добычей? Если учитель подтвердит, что один ученик воспринимается группой как чужой, то нужно попросить его поддержки. Он определенно хочет, чтобы его ученики могли бесстрашно учиться в здоровой классной среде.

Это может сделать учитель:

  • Разобраться с «бойцами», чтобы не допустить конфликта.
  • Обращаться к общественному сознанию своего класса в дискуссиях о справедливости.
  • В ролевых играх дети могут на собственном опыте испытать изоляцию.
  • Прочитать вместе книгу по этой теме.
  • Пусть дети работают вместе в фиксированных группах в течение более длительного периода времени (например, создать плакат по теме, придумать внеклассное мероприятия).

При всей приверженности со стороны учителя важно, чтобы его помощь не была слишком очевидной. Одноклассники не должны делать никаких выводов о том, что конкретно происходит. Возможно, из-за этого над классным одиночкой будут смеяться и обижать его еще больше. Причём, поддержка учителя может стать дополнительным поводом для оскорблений:

Беги, жалуйся!

Важно: с издевательствами все выглядит иначе. Здесь должны быть названы и привлечены к ответственности все маленькие агрессоры.

Что могут сделать семьи

Если у родителей возникло ощущение, что их опасения по поводу роли ребенка как постороннего, чужака или одиночки не воспринимаются педагогом всерьез, они могут обратиться к специалистам в области образования или психологии (например, в школьную психологическую службу или консультационные центры по вопросам образования).

И последнее, но не менее важное: найти возможность посоветоваться с родителями, которые пережили то же самое. Например, пообщаться на форумах в Интернете. Приятно знать, что дети хотя бы в этом не одиноки. Здесь взрослые обязательно получат больше советов. В то же время покажут ребенку, как можно уверенно контактировать с другими людьми, и не стесняться консультаций с экспертами. Таким образом, ребенок даже может со временем отказаться от роли одиночки.

Помогите своему ребенку избавиться от роли аутсайдера!

Родители способны показать своему ребенку, что они безоговорочно поддерживают его. Но не стоит объявлять его беззащитным одиночкой и не нужно ругать «других плохих детей». Лучше объяснить ребёнку слабые стороны всех участников конфликта.

Важно помочь ученику увидеть себя со стороны, разыгрывая поведение, описанное учителем по отношению к одноклассникам (например, «играя в классного клоуна, чтобы скрыть свои плохие оценки»). Порой ребенок берет на себя чужую роль и, таким образом, узнает, как это влияет на других. Затем он может потренировать на родителях новое поведение. Например, разобраться, что поможет выглядеть более уверенно.

Кроме того, родители не должны сами дразнить ребёнка и называть его потребность в одиночестве недостатком. Существуют родительские советы и действия, которые отнюдь не безобидны для детской самооценки. Общительнее он от этого не станет.

1) Начнешь прилично одеваться, сразу друзья появятся!

Необязательно следовать всем модным тенденциям в образе. Но лучше позволить своему ребенку сказать свое слово в выборе одежды в разумных финансовых рамках.

2) Мама не разрешает своему ребенку пользоваться мобильным телефоном.

Родители отказались от использования мобильного телефона для своего ребенка по убеждению? Однако, если в результате ученик становится одиночкой или жертвой преследования, возможно, следует рассмотреть возможность ослабления своих правил (например, специальный детский мобильный телефон, на котором можно набирать только выбранные номера и на котором родители регулярно просматривают игры и приложения).

3) Так держать, с такими успехами ты обязательно пойдешь в дворники после школы!

Любой ребенок может плохо учиться или работать очень медленно. Остальные оценивают это как лень или даже как недостаток ума. Лучше спросить учителя, как конкретно можно повысить успеваемость ребенка. Также подумать о подходящих методах поддержки. Если это результат травли тем более родителям стоит воздерживаться от едких и язвительных замечаний.

Важно: смена школы последний шаг!

Не нужно бояться менять класс или школу, если ребенок не чувствует себя в группе своих одноклассников как дома и ситуация не улучшается значительно даже после всех усилий. Иногда фронты слишком ожесточены, и только начало новой жизни может помочь ребенку вырваться из одинокой роли.

Однако это должно оставаться крайней мерой. Сначала стоит попробовать решить вопрос другими методами, чтобы одиночка учился контактировать с другими и не привыкал к тому, что от проблемы можно быстро убежать. Когда ничего не сработало, тогда, конечно, стоит перевести ребёнка в другой класс или школу.

Оцените статью
Информационный портал о воспитании, развитии и здоровье детей