Сто тысяч «почему»: зачем дети задают вопросы

С первым ребёнком мамы обычно очень ждут момента, когда малыш заговорит. А со вторым уже опытные заявляют:

Пусть лучше подольше молчит!

Ох уж эти бесконечные вопросы: почему, почему, почему? Постоянное желание поговорить. Всегда ли у родителей должны быть подробные и тщательно продуманные ответы на вопросы детей? А как отвечать, если не знаешь?

Почему у этой женщины такой большой живот?

Это дерево? А что оно делает? Растёт? А как оно это делает?

  Может ли леопард бегать быстрее льва? Почему гепард бегает быстрее всех, он же такая же кошка?

Дети хотят все точно знать, спрашивают и спрашивают, порой целый день. Конечно, родители рады своим любознательным малышам ведь вопросы делают умнее. Но иногда это вечное «почему» действительно действует взрослым на нервы.

Зачем столько вопросов?

Для маленького ребенка мир полон чудес. Что солнце встает утром и исчезает вечером за горизонтом, что экран телевизора оживает, когда мама нажимает кнопку, что звонит колокольчик, когда его трясут в дошкольном возрасте дети поражаются всему этому. Они изучают события, постепенно познают их законы. Через некоторое время любой ребёнок начинает классифицировать то, что ему известно, и задавать вопросы: будет ли солнце вставать снова и снова каждое утро? И делает ли оно это, когда я даже не смотрю? Откуда ветер? А как насчет дождя?

Знания взрослых не всегда главное

Конечно, родители стараются правильно ответить на такие вопросы, поэтому напрягают голову и ищут правильное объяснение. В этом нет ничего плохого. Но порой мама бежит рыться в словарях или искать информацию в интернете. И очень удивлена, что ребенок тогда не так уж заинтересован в найденном ею ответе.

Такая реакция не показывает, что  ребенок не способен дождаться, а скорее показывает, что взрослые неправильно поняли его вопрос. Дети привносят в повседневность глубокую мудрость и рассудительность, они ощущают самое важное в жизни. Вот почему они не хотят знать, что Солнце находится на расстоянии 149 600 000 километров от Земли, если их все еще интересуют очевидные вещи они хотят знать причину, по которой оно сияет. Поэтому ответ типа «Потому что живым существам нужен свет и тепло» удовлетворит их больше, чем любое рациональное объяснение.

Такие ответы вселяют в детей уверенность в мире: все и так правильно. Дети хотят подтверждения того, что и они останутся в безопасности, что завтра все будет так же, как сегодня. Доказательством этого служат одни и те же вопросы. Точно так же, как ребенок хочет слышать одну и ту же историю каждый вечер в одной и той же формулировке, он так же хочет одного и того же ответа всякий раз, когда задает вопрос снова и снова. Постоянство дает безопасность в этой захватывающей и бурной жизни.

Вопросы, на которые трудно ответить

Детские вопросы не должны табуироваться. На все, с чем сталкивается ребенок и что он еще не может классифицировать в своем понимании мира, он хочет получить ответ немедленно. Будь то в переполненном автобусе или на важной встрече:

Мама, почему этот мужчина такой смешной и лысый?

И этот вопрос слышен каждому человеку в общественном транспорте. Даже если мама хочет превратиться в мышь и исчезнуть, а окружающие смотрят осуждающе или ехидно хихикают родители должны пройти через это. В этом случае единственное, что помогает, это честное «я не знаю», а затем разговор о том, что большинству людей не нравится, когда о них говорят при других.

Детские вопросы о смерти тоже обычно неудобны.

Тебе придется скоро умереть? спрашивает маленький мальчик у двоюродной бабушки, у которой уже много морщин на лице и седые волосы. Старики должны умирать, он это уже усвоил. Почему бы ему не применить и не углубить свои знания сейчас?

В этом деле лучше быть честными, но мягкими.

Да, но это произойдёт ещё не скоро, должна ответить бабушка.

На вопрос о значении смерти ответить труднее. Но всегда ли у родителей должны быть наготове четкие ответы? Разве такой вопрос не может быть поводом для совместной беседы? И в процессе разговора они переосмысливают то, что стало для них естественным, озвучивают какие-то новые для себя идеи и мысли. Вопрос не обязательно требует ответа, но всегда требует разговора.

Почему, почему, почему

Случается, что бесконечная серия вопросов становится проверкой родительского терпения.

Почему женщина так быстро разговаривает?

Потому что она очень торопится.

Почему она торопится?

Может, она хочет успеть всё рассказать.

Почему она хочет побыстрее рассказать?

Потому что у неё много новостей.

Почему?

Дети могут без устали продолжать такие цепочки вопросов. Тем самым они показывают, что еще не удовлетворены ответами. И они демонстрируют, что хотят общаться. Взрослый тут может задать простой встречный вопрос:

Что ты имеешь в виду, спрашивая об этом?

Это обычно помогает прервать бесконечный поток вопросов и начать разговор, в котором ребенок может назвать самое главное.

Искать ответы вместе

Когда малыш идёт в школу, качество вопросов меняется. Теперь детям нужна информация, они хотят понимать связи. Родительский опыт подвергается испытанию.

Может ли кенгуру прыгать выше чемпиона мира?

Не знаю.

Родители должны воздержаться от такого ответа на этот вопрос. Потому что, если ребенок слишком часто слышит «не знаю», он усвоит этот посыл и сам не захочет делать выводы. Так уходит любопытство, делающее человека живым и творческим. Вместо: Я не знаю. Пусть звучит: Давай подумаем, как мы можем узнать!

И в библиотеке или в интернете искать, исследовать и изучать тему вместе. Кстати, ребенок также познакомится с инструментами, с которыми он позже сможет найти ответы на свои вопросы. Такое совместное исследование приносит обоим гораздо больше, чем любая хорошо подготовленная дидактическая книга.

Как это было, когда ты был в моем возрасте? вопрос, который знают все родители, бабушки и дедушки.

Книга никогда не сможет ответить так, как бабушка или родители, которые подробно и ярко рассказывают ребенку о том, «как это было раньше».

Или мать ждет ребенка, а старший интересуется, как маленькое существо растет в утробе матери. Конечно, малышу хотелось бы знать, как сейчас выглядит его брат или сестра. Могут ли они есть и пить в животике. И как они вообще туда попали. Хороший шанс для деликатного объяснения, которого никогда не может предложить книга.

Нет вопроса, который ребёнок не может задать в силу возраста. Если спросил, значит, дорос. Есть только неподходящие по возрасту ответы. Вот почему родители должны рассматривать свои ответы с точки зрения ребенка. И смотреть на мир с позиции маленького человека. Родительские слова должны быть понятными. Нужно стараться построить диалог доверительно, без высокомерия и стараться общаться с малышом на равных.

Каждый вопрос, который задает  ребенок, показывает, что он интересуется миром и что он хочет понять и исследовать жизнь вместе со своими родителями. Просто нужно ему в этом помочь.

Оцените статью
Информационный портал о воспитании, развитии и здоровье детей