Первый год малыша всегда особенно интересен для родителей. Каждый день наполнен новыми открытиями. Вот малыш впервые улыбнулся, вот приподнял голову, начал переворачиваться или смеяться: наблюдать за развитием ребенка очень увлекательно. Каждый родитель старается следить за тем, что бы ребенок развивался в соответствии со всеми нормами и рекомендациями. Итак, ребёнок в 4 месяца что должен уметь делать?
Физическое развитие
Прежде всего, стоит обратить внимание на физическое состояние ребенка. Чаще всего малыш еще малоподвижен, он много лежит и наблюдает за миром, как на спине, так и на животе. Прибавка роста за месяц может составлять от 2 до 4 сантиметров. В 4 месяцам вес ребенка чаще всего увеличивается вдвое.
К этому возрасту практически любой ребенок уже уверенно держит голову, умеет смотреть по сторонам, смеется, гулит родителям.
Что должен уметь ребенок в 4 месяца?
Рефлексы
Рефлексы требуют особенного внимания, поскольку их правильное развитие говорит о том, что ребенок правильно развивается на эмоциональном и физическом уровне. К этому возрасту малыш практически теряет хватательный рефлекс, который есть у него с рождения.
Важно понимать, что одни рефлексы сменяются другими. Например, к 4 месяцам у малышей начинает появляться рефлекс Ландау. Если ребенка положить на живот, он будет пытаться подтянуть руки к себе, опереться на локти и немного привстать.
Психоэмоциональное развитие
Ребёнок в 4 месяца что должен уметь делать девочка, мальчик? Особенно интересно в таком возрасте наблюдать за их эмоциями, которые активно развиваются. Прежде всего, малыш хорошо узнает маму и близких людей, он им улыбается, проявляется радость. Ребенок может пробовать издавать различные звуки: иногда это могут быть даже какие-то слоги, которые малыш может повторять за мамой, папой и другими близкими людьми. Со временем у ребенка появляются новые эмоции.
Питание
Ребенок в 4 месяца находится на грудном вскармливании, чаще всего к этому возрасту уже вырабатывается определенный режим питания. В то же время, некоторые дети еще могут «висеть» на груди и часто требовать молоко. В таком возрасте вводить прикорм еще рано, вода ребенку также не требуется. Поить можно, если у малыша рвота, повышенная температура, лихорадка. Также не стоит забывать и о воде летом, при сильной жаре.
Если ребенок находится на искусственном вскармливании, кормление осуществляется по графику, дозировка смеси осуществляется по рекомендациям, указанным на упаковке. Начинать прикорм при кормлении смесями пока рано.
В то же время, некоторые дети к этому возрасту уже могут проявлять определенный интерес ко взрослой еде, например, они активно смотрят, что едят родители, тянутся к еде. О готовности к прикорму говорят следующие признаки, которые проявляются в промежуток от 4 до 6 месяцев:
- малыш не выталкивает еду, которая попадает к ему в рот;
- ребенок уже способен сидеть с опорой или самостоятельно;
- у младенца появляются первые зубы;
- малыш может самостоятельно держать ложку и пытается это делать.
Чаще всего эти признаки проявляются ближе к 5-6 месяцам, поэтому и торопиться с прикормом не стоит.
Сон и режим дня
Что еще должен уметь ребёнок в 4 месяца (девочка, мальчик) и что по этому поводу говорит доктор Комаровский?
В среднем, ребенок спит в этом возрасте около 15-16 часов, однако есть и те, которые нормой считается сон от 12 до 18 часов, поскольку развитие детей крайне индивидуально. Ночной сон длится от 9 до 12 часов. Чаще всего ребенок просыпается для кормления один раз, однако некоторые дети могут как спать всю ночь без пробуждения, так и просыпаться несколько раз. В дневное время у ребенка есть два дневных сна, длительностью 2-3 часа.
Оптимальным считается следующий график:
- 8:00 – пробуждение
- 11:00 – уход на первый дневной сон
- 14:00 – пробуждение
- 16:00 – уход на второй дневной сон
- 18:00 – пробуждение
- 21:00 – уход на ночной сон.
График может немного сдвигаться в стороны в зависимости от потребностей мамы и малыша.
Развивающие занятия
Многие родители стремятся заниматься развитием ребенка с раннего рождения. Конечно, в таком возрасте речь идет о самых простых вещах, однако даже они крайне важны для будущего развития.
Прежде всего, важно понимать, что ребенок нуждается в любви, поэтому, чем больше общения с родственниками он будет получать, тем лучше. Более того, малышу стоит общаться не только с мамой, ему важно видеть и других родственников, наблюдать за ними, поскольку это способствует развитию его интеллекта. В то же время, тактильный контакт с мамой невероятно важен, поэтому объятия и поглаживания очень важны – они дают чувство защищенности, столько необходимое ребенку с первых дней до года. Как же разнообразить будни с малышом, чтобы это было полезно? Вариантов предостаточно.
Для развития речи стоит много говорить с ребенком. Можно показывать разные предметы, называть их, показывать их свойства. Такой подход поможет не только развитию речевых навыков, он способствует формированию нейронных связей.
К обычным погремушкам добавляются прорезыватели. Малыши могут крутить их в руках, в этом возрасте дети любят пробовать все на вкус. Особенно удобны и интересны для детей силиконовые прорезыватели, комфортные как для десен, так и для других игр.
В этом возрасте многие малыши с большой любовью играют в развивающих ковриках, на которых размещают различные подвески. Например, если висит зеркало, малыш будет с большим интересом наблюдать за собой и своим отражением. Стоит обратить внимание на игрушки, которые издают различные звуки, звенят, шуршат.
Когда стоит беспокоиться?
Родители всегда переживают, как развивается их малыш. Именно поэтому мамы нередко просматривают форумы, ищут ответы на свои вопросы о здоровье ребенка. С одной стороны, не стоит постоянно сравнивать малыша с другими детьми, поскольку темпы развития у каждого малыша разные. Если ребенок плохо держит голову, стоит обратиться к специалистам, поскольку к 3-м месяцам малыш должен уже активно смотреть в разные стороны и пытаться изучить окружающий мир. Также посетить педиатра стоит в следующих случаях:
- Не предпринимает попыток подняться, если положить малыша на живот.
- Малыш не переворачивается и не пытается это сделать.
- Ребенок не реагирует на звуки, не пытается определить их источник.
- Малыш не реагирует на родственников, не радуется приходу мамы.
- Ребенок спит слишком мало или слишком много.
- Малыш не проявляет интереса к погремушкам, не пытается взять их в руки.
Конечно, все перечисленные признаки могут быть разовыми. Например, погремушка может не вызывать интереса перед сном, когда ребенок утомился. Малыш может не реагировать на звуки, потому что в этот момент он изучает что-то иное. Если же перечисленные действия повторяются на протяжении длительного времени, это повод обратиться к специалистам. Также не стоит забывать о плановых осмотрах у педиатра, которые также необходимы для того, чтобы следить за своевременным развитием младенца.