С ситуацией, когда ребенок не хочет идти в садик, многие родители знакомы не понаслышке. В одних случаях проблемы возникают уже в первые дни посещения дошкольного учреждения. В других – малыш неожиданно начинает капризничать при необходимости пойти в сад, несмотря на то, что раньше ему там нравилось.
Встречаются родители, которые идут на поводу у малышей и стараются организовать их досуг дома, не пытаясь даже вникнуть в причины проблемы. Но в большинстве своем люди все же ценят удобства социальной организации и не готовы от них отказаться, поэтому прилагают все усилия для выявления и устранения факторов, провоцирующих неудобства.
Основные причины отказа детей от посещения садика
Первая же истерика не является поводом к выяснению отношений с ребенком или воспитателями в детском саду, особенно, если она ничем не мотивирована. В случае повторения ситуации уже стоит задуматься о возможных причинах такого развития событий. Чаще всего проблема заключается в следующем:
- У малыша возникли трудности в общении с другими детьми. Это может быть спровоцировано избалованностью самого чада, его замкнутостью или агрессивностью. В некоторых случаях играет роль наличие физических особенностей или дефектов (очки, заикание, пигментация на коже, этнические особенности).
- Ребенок еще не готов посещать детский сад. Если родители изначально не приучают своих детей к режиму, общению с другими людьми, послушанию, то они точно не смогут обучиться всему этому за несколько дней в садике. Совсем наоборот, подобные вещи будут восприниматься малышом в штыки, особенно, если раньше ему все позволялось.
Совет: Не стоит затягивать с первым посещением детского сада. Чем меньше малыш, тем быстрее пройдет его адаптация. В среднем у ребенка на это уходит 3-4 дня. А вот если попытаться отправить в незнакомую обстановку холеного и избалованного вниманием 5-летнего карапуза, то вероятность возникновения проблем составляет не менее 90%.
- Малышу пришлось идти в новый детский сад. Новая обстановка – это стресс для большинства детей, даже если в первый садик они ходили с удовольствием. Это может быть результатом их тоски по друзьям и воспитателям или сложностью с вливанием в уже сформированный коллектив.
- Ребенку не нравится отношение к нему воспитателя. По статистике причина отказа карапузов от посещения детских дошкольных учреждений в 30% случаев связана с агрессивностью, авторитарностью или сухостью воспитателя. К такому человеку идти не то, что не хочется, ребенку просто страшно.
- Некоторые дети не могут привыкнуть к новой обстановке. Не такая вкусная, как у мамы еда. Строгие правила поведения. Обязательный сон в отличное от дома время. Все эти факторы давят на ребенка. Если в течение нескольких лет он жил по особому режиму, то перестроиться ему всегда нелегко.
- Натянутые отношения у родителей, проблемы в семье. Иногда случается, что дети не то чтобы не хотят идти в садик, просто они не хотят уходить из дома. Проблемы внутри семьи, безразличие родителей к малышу или друг у другу, недавний развод или смерть кого-то из близких – события, которые давят на детскую психику изнутри, провоцируя депрессию. Случается и так, что детям кажется, что если их отведут в садик, то в один день просто не заберут.
- Ребенка напрягают конкретные мероприятия в садике. Нередко дети готовы отказаться от всех приятных моментов, связанных с посещением дошкольного учреждения всего из-за одного раздражающего фактора. Например, педагог слишком перенасыщает уроки действиями, и малыш просто не успевает все сделать. Иногда случается и наоборот – занятия получаются скучными или однообразными. Некоторые малыши на дух не переносят детсадовскую кухню и иногда с этим действительно сложно не согласиться.
- У малыша отсутствуют определенные навыки, которыми обладают другие дети. Если изначально родители не ставили своей целью саморазвитие ребенка, надеясь, что именно этим и займутся воспитатели в детском саду, можно спровоцировать ряд проблем и в этом плане. Новенький не может самостоятельно одеться, завязать шнурок, почистить зубы, помыть руки… Все это вызывает насмешки или шутки от более самостоятельных детей, травмируя детскую психику.
- Индивидуальные особенности развития малышей. Сегодня все чаще детские врачи диагностируют у маленьких пациентов особенности развития. Если с одними из них ребенок может спокойно посещать обычную детсадовскую группу, то с другими придется рассмотреть вариант устройства его в специализированное учреждение.
В большинстве случаев абсолютно бесполезно напрямую спрашивать детей, почему они отказываются от посещения садика. Нередко они и сами не подозревают, в чем кроется причина. Здесь придется либо подключить всю свою наблюдательность и навыки психолога, либо отправиться к профильному специалисту.
Словесная форма протеста и истерика
Дети редко пытаются скрыть тот факт, что посещение садика не доставляет им удовольствия. Чаще всего в качестве оружия они используют словесные протесты, но проявляться они могут по-разному:
- Малыш спокойно, например, перед сном, рассказывает о том, что произошло сегодня в группе, незаметно для себя проявляя недовольство или агрессию по отношению к ситуации. В этом случае нужно просто подождать, пока он забудет о случившемся и не акцентировать внимания на проблеме, если, конечно, его рассказы и жалобы не повторяются с завидной регулярностью.
- Негативная информация вываливается на родителей утром, во время сборов в садик. Она сопровождается судорожными протестами, слезами, криками. Зачастую в смысле подобного выброса сложно разобраться, ребенок не приводит никаких аргументов. При таком развитии событий лучше опоздать в садик, но дождаться, пока малыш успокоится, чтобы попытаться разобраться в ситуации. Вполне вероятно, что у карапуза просто что-то болит или начинается интоксикация на фоне простуды, а он просто не может выразить это словами.
Крайней формой протеста является истерика. Во время подобных приступов дети не замечают ничего вокруг, не реагируют на попытки их успокоить. Они буквально могут биться головой о пол и стену, не замечая боли, нанося себе травмы. Данное состояние не может быть случайным. Либо причина, по которой ребенок отказывается отправляться в сад, действительно веская, либо у малыша пошел какой-то сбой в плане психического или эмоционального развития. Лучше не рисковать, и отправиться с ним на прием к психологу, психотерапевту, неврологу.
Скрытые формы протеста
В чуть более старшем возрасте дети уже понимают, что походы в садик – это что-то вроде их обязанности, поэтому не всегда выражают свои протесты открыто. Родителям рекомендуется проявлять повышенное внимание по отношению к детям, в поведении которых наблюдаются следующие особенности:
- Собираясь в садик, ребенок очевидно тянет время, стараясь максимально отложить выход из дома.
- Использует всю свою безграничную фантазию, чтобы придумать себе выходной день без садика. В ход идут вымышленные болезни, плохая погода, интересный фильм по телевизору, болезнь собаки, визит бабушки и многое другое.
- По утрам малыш хоть и не проявляет открыто свое нежелание уходить из дома, пребывает в угнетенном настроении. По вечерам он радуется, когда его забирают и старается поскорее уйти из заведения. Так повторяется изо дня в день.
- Если в играх возникает сценка, предусматривающая поход в садик, малыш развивает ее с конфликтным или трагическим уклоном. Рисуя садик, воспитателей или друзей по группе, дети могут использовать темные тона или агрессивную штриховку.
- Ребенок начинает мучиться от бессонницы и потери аппетита.
В случае обнаружения хотя бы одного из перечисленных факторов, не стоит торопиться забирать кроху из обжитого учреждения и переводить его в новое. Это далеко не всегда помогает решить проблему. Сначала нужно разобраться с причиной развития подобной ситуации. Вполне возможно, что все получится решить быстро и безболезненно.
Как выяснить причину отказа?
Выявление раздражающего фактора – это уже половина победы. Чтобы быстрее добраться до сути, можно воспользоваться следующими правилами и рекомендациями:
- Прежде всего, нужно поговорить с ребенком, но естественно, между делом. Забирая его из садика, стоит поинтересоваться, как прошел день малыша, что нового он сегодня узнал, с кем общался. В 80% случаев этого бывает достаточно, чтобы выяснить причину создавшейся ситуации.
Совет: Бывает, что дети пытаются рассказать родителям о своих проблемах, проецируя ситуации на других людей. Например, мальчик Коля каждый день рассказывает, что в группе обижают второго мальчика Колю. На деле такого ребенка в садике может вообще не быть.
- Можно поговорить и с воспитателем. Спокойно, без претензий, даже на отвлеченные темы. Именно во время пустых разговоров родители нередко узнают много нового о своих детях, их окружении, самом воспитателе.
- Стоит поговорить и с другими родителями детей из садика. Если в группе случаи отказа малышей не единичны, стоит организовать собрание и попытаться вместе разобраться в ситуации.
- Довольно четкую картину дают результаты психологических тестов. Самым простым вариантом является создание ребенком рисунка своего садика. Использование маленьким художником ярких цветов указывает на его положительное отношение к заведению, темных – на негативное. Также стоит попросить свое чадо изобразить воспитателя, других детей из группы.
Помимо этого, можно попросить воспитателя показать поделки, выполненные малышом, результаты занятий. Стоит сравнить их с изделиями других детей. Если разница очевидна, и она не в пользу ребенка, стоит позаниматься с ним дома дополнительно.
Правильный подход к устранению неблагоприятных факторов
Действовать необходимо в зависимости от типа причины, провоцирующей ситуацию. Главное, все делать мягко, без нажима. Ребенку даже не нужно знать, для чего проводятся те или иные манипуляции, иначе он может только сильнее отгородиться от помощи.
- Детей, у которых проблемы в общении с другими детьми, нужно активнее внедрять в различные коллективы. Частые прогулки, игры на детских площадках, поездки в парки развлечений, посещение бассейна или аквапарка раскрепостят малыша и повысят уровень его социальной активности.
- Не стоит всегда и во всем потакать малышу, пытаться баловать его. Нельзя забывать, что, считая себя демократичными родителями, многие люди в корне душат самостоятельность ребенка, его ответственность перед окружающими.
- Сегодня ситуация с садиками такова, что вскоре после рождения младенца приходится становиться на очередь в группу. В этом есть и положительный момент – можно заранее понять, по какому распорядку живут в саду дети и спроецировать его на своего малыша. Это позволяет детям быстро и безболезненно адаптироваться к новым условиям.
- К субординации и уважению требований старших детей нужно приучать с самых ранних лет.
- Если проблема в низкой квалификации персонала, от которой страдают все дети в группе, не нужно переводить своего ребенка, лучше посоветоваться с другими родителями и добиться назначения более профессионально подкованных людей на должности.
- Менять сад нужно в случае личного конфликта ребенка и воспитателя, если его не удается решить мирным путем.
Если есть возможность, то стоит понаблюдать за ребенком пока он находится в группе. Может получить ответы на все вопросы и не удастся, но картина станет более ясной.
Важность своевременного выявления и устранения патологий
Одной из причин, по которой дети с неохотой посещают детский сад является наличие у них особенностей развития, из-за чего они выделяются на общем фоне. Родители должны помнить, что:
- Если им картавость или заикание малыша кажутся милыми, и они считают, что дети это перерастут, то другим ребятам это даст повод для дразнилок и насмешек. Любые отклонения от нормы нужно лечить своевременно и только под контролем специалиста.
- Наличие рада патологий (ДЦП, синдром Дауна, аутизм, олигофрения, нарушения слуха и зрения) подразумевают перевод ребенка в специализированное заведение. Не стоит настаивать на том, что малыш должен развиваться в группе с обычными детьми, в профильном садике ему будет комфортнее и спокойнее.
- Повышенная эмоциональность и чувствительность – не повод запирать ребенка за семью замками и переводить на домашнее воспитание. Просто нужно посетить психолога и посоветоваться с ним по поводу релаксационной терапии.
Помимо этого, каждого маленького человечка нужно по возможности оберегать от стрессов. Не нужно делать его свидетелем ссор между родителями, даже если они бытовые и несерьезные. Любая мелочь способна отложиться в детском подсознании.
Вещи, делать которые категорически запрещено
Несмотря на то, что подход к каждому малышу должен быть индивидуальным, родители нередко допускают одни и те же ошибки, пытаясь найти выход из ситуации. Существуют приемы и манипуляции, прибегать к которым не рекомендуется:
- Нет смысла ругать детей, у них нервы и так на пределе. Воспитание в резких тонах только обострит ситуацию.
- Не нужно прибегать к взяткам. Обещания подарков взамен на поход в садик приведет только к тому, что малыш поймет, как легко получить желаемое с помощью истерик.
- Если делается все возможное для решения проблемы, а чадо продолжает капризничать по привычке, придется научиться проявлять твердость при виде милого заплаканного личика.
- Не действует вариант с попыткой хождения в садик через день. Малыш вскоре привыкнет и сложно будет ему объяснить, что посещать заведение нужно ежедневно.
При всем этом нельзя полностью игнорировать капризы ребят, не пытаясь разобраться в ситуации. Не стоит врать детям, обещая, что сегодня короткий день и их заберут через часик или два. Так они просто перестают верить всем взрослым и замыкаются в себе.