Детям в первые несколько лет жизни необходимо любящее внимание со стороны их родителей, чтобы установить надежные связи и хорошо развиваться. А также им нужны надежные отношения, чтобы иметь возможность хорошо учиться в детском саду и школе.
Текущее состояние исследований в области психологии, неврологии и педагогики показывает, что детям необходимо удовлетворение основных эмоциональных потребностей для развития. Также нужны безопасные отношения для смелых исследований и чуткое внимание для оптимального развития мозга. Требуются и постоянные связи также в детских садах.
Каким же критериям должно отвечать дошкольное образование, чтобы принести максимальную пользу ребёнку?
Удовлетворение основных психологических потребностей
Известно, что удовлетворения основных физических потребностей (голода, жажды, физической гигиены, защиты от холода или жары) недостаточно для обеспечения здорового развития детей. Скорее, адекватное удовлетворение основных психологических потребностей является предпосылкой здорового развития. Новорожденные, младенцы и дети ясельного возраста полностью зависят от своего социального окружения.
Сейчас различаются три основных психологических потребности: привязанность, компетентность и автономность.
Основная потребность в привязанности означает необходимость вступать в тесные межличностные отношения, чувствовать себя надежно связанными и ощущать себя дорогим и любимым.
Основная потребность в компетентности основана на желании эффективно взаимодействовать с окружающей средой, с помощью которой можно достичь положительных результатов и предотвратить отрицательные.
Автономия означает базовую потребность в свободном определении собственных действий и самостоятельном взаимодействии с окружающей средой. У людей есть врожденная мотивационная тенденция чувствовать связь с другими в социальной среде, эффективно работать (функционировать) и испытывать себя лично автономно и проактивно.
Привязанность
В первые годы жизни дети зависят от того факта, что их основные психологические потребности также удовлетворяются их непосредственным социальным окружением. На основную потребность в привязанности сначала отвечают родители. Родительское участие означает отношения с ребенком, которые характеризуются радостью и интересом к нему, в которых чувства могут быть выражены открыто, а родитель доступен эмоционально.
Компетентность
Отсутствие родительского участия варьируется от отсутствия чувствительности до пренебрежения и жестокого обращения. Структура необходима для повышения компетентности ребенка. Она включает в себя задачи, адаптированные к уровню развития, а также помощь в приобретении новых стратегий.
Противоположность структуры – хаос – характеризуется непредсказуемостью.
Автономия
Поведение, поддерживающее автономию, включает предоставление свободы и выбора с минимумом правил, чтобы личные цели могли быть признаны и преследованы. Автономия также понимается как этап развития, как переход к саморегулируемому поведению, которое, однако, не может происходить независимо от окружающей среды и, следовательно, может подвергаться сильному влиянию. Поэтому поддержка является важным моментом в поведении людей, ухаживающих за ребёнком. Подавление стремления к автономии может происходить из-за чрезмерного контроля, манипуляции или наказания.
Если основные потребности в привязанности, компетентности и автономии удовлетворены в достаточной степени, ребенок может активно взаимодействовать со своим окружением и хорошо справляться с типичными для его возраста задачами развития.
Надежная привязанность для смелого исследования
Теория привязанности объясняет, почему связь мать-ребенок так важна для дальнейшего развития.
В начале жизни между ребенком и матерью развиваются отношения, цель которых – поддерживать близость между ними, чтобы обеспечить малышу максимально возможную защиту. С самого рождения у детей есть система поведения, которая позволяет им проявлять привязанность к одному или нескольким людям. Ребенок активен и проявляет инициативу в создании связи. Он привязывается не только к матери, которая кормит его и удовлетворяет его физические потребности, но также и к другим людям, которые просто играют и взаимодействуют с ним, например, к работникам детских садов.
В первые несколько месяцев жизни младенцы демонстрируют структурированные модели поведения, такие как плач, стремление к близости. В течение первого года жизни поведение привязанности становится все более сложным. Система, на которой оно основано, теперь порой запускается недомоганием или страхом. И процесс связан с восприятием близкого человека, особенно через общение, любящий телесный контакт и взаимодействие с ним.
У большинства детей в первые девять месяцев жизни развиваются связи с теми, кто заботится о них на долгосрочной основе. Даже если ребёнок имеет отношения привязанности с несколькими людьми, они явно иерархичны. То есть малыш предпочитает одного человека другим. Если у него возникла связь с определенным человеком, это не подлежит обмену. Более длительные разлуки или даже потеря этой связи приводят к тяжелой реакции горя и сильным эмоциональным страданиям.
Дети наделены как системой поведения привязанности, так и исследовательской системой поведения от рождения. В то время как привязанность служит для поддержания близости или восстановления ее, чтобы найти так защиту, исследовательское поведение позволяет изучать окружающую среду и, следовательно, является основой всего обучения. Эти две системы поведения дополняют друг друга, что означает, что система исследовательского поведения может быть активирована только тогда, когда система поведения привязанности деактивирована.
Однако дети «прирожденные ученики». Готовность исследовать, то есть иметь дело с окружающей средой, дается только в том случае, если система поведения привязанности успокаивается. Но она активируется при любом состоянии дискомфорта. К ним относятся голод, жажда и усталость, а также страх и чрезмерное возбуждение. Сначала младенец пытается восстановить близость плачем, затем с помощью языка тела.
Через физический контакт с человеком первичной привязанности (обычно с матерью) ребёнок успокаивается. И система исследования может быть снова активирована. В возрасте одного года можно увидеть, как малыши используют человека, к которому наиболее привязаны, как «безопасную базу» для исследования окружающей среды с их стороны. В случае неуверенности или дискомфорта они возвращаются к нему, «подпитываются» физическим контактом с ним, чтобы иметь возможность изучать мир дальше.
Система поведения привязанности также служит самому обучению, поскольку она поддерживает близость ребенка к важным для него людям. И малыш может больше всего учиться во взаимодействии с ними. Например, посредством наблюдения и подражания. Таким образом, образовательные процессы в раннем детстве нельзя рассматривать независимо от развития отношений. И они также лучше всего работают в контексте привязанности. Надежные отношения являются основой здорового развития и обучения на протяжении всей жизни.
Связь и исследование являются не только поведенческой основой в раннем возрасте, но и базовыми психологическими потребностями, удовлетворение которых через социальную среду является предпосылкой для здорового развития.
Чуткая забота для оптимального развития мозга
То, как матери реагируют на привязанность и потребности своего ребенка сильно различается и во многом зависит от их собственного детского опыта. Чувствительность к сигналам малыша означает способность поставить себя на его место и признать его независимым человеком со своими потребностями и намерениями.
Чуткое поведение по отношению к малышу является предпосылкой для построения эмоционально доверительных и устойчивых отношений и включает в себя восприятие сигналов ребенка, их правильную интерпретацию и своевременную и надлежащую реакцию на них.
Изучение роли отца и отцовской чувствительности показывает, что это играет столь же важную роль для безопасного исследования ребенка, как и материнская чувствительность для организации безопасной привязанности.
Концепция «чувствительного вызова в игре» предполагает, что взрослый партнер по игре не только чутко реагирует на потребности ребенка, но также поддерживает и поощряет его любопытство, исследования и способности. В случае деликатного вызова малыш позволяет наблюдателю ясно видеть, что он сам сделал работу и старался, чтобы она была выполнена.
Здоровое развитие на протяжении всего жизненного цикла требует, как безопасности исследования, так и надежности привязанности. Таким образом, чуткое поведение по отношению к ребенку способствует удовлетворению трех основных психологических потребностей: привязанности, компетентности и автономии.
Помимо характеристик темперамента ребенка, чувствительность родителей влияет на качество связи между ними. Эмпатичному поведению можно научиться с относительно небольшими усилиями даже с детьми с очень трудным темпераментом.
С самого рождения ребенку требуется несколько надежных людей, которые чутко отвечают его потребностям в привязанности и исследованиях. Обычно мать является первой, а отец – вторым человеком. И в зависимости от ситуации с уходом, няня или воспитатель могут быть третьей важной фигурой для малыша. Стабильность взаимоотношений имеет решающее значение для ребенка.
Что показали исследования
Результаты исследований по развитию мозга в раннем детстве можно резюмировать в четырех утверждениях:
- Мозг в раннем детстве также в гораздо большей степени подвержен влиянию окружающей среды, чем считалось ранее на уровне молекулярной структуры, образования синапсов и развития сетей. Предположение о том, что мозг, его развитие на структурном уровне и его работа по существу генетически детерминированы, должны быть пересмотрены сегодня. Не гены, а опыт, который ребенок получил до рождения и в первые пять лет жизни с его непосредственным социальным окружением определяют дальнейшую работу мозга.
- Для развития новых структур и сетей в головном мозге должны одновременно работать три области: сенсорный и двигательный центры неокортекса, лимбическая система – эмоциональный центр и префронтальная кора. Только одновременное стимулирование этих трех областей приводит к развитию новых структур, которые также являются устойчивыми.
- Мозг в раннем детстве лучше всего испытывает эту оптимальную стимуляцию в любовном взаимодействии с близкими людьми, потому что встроенные в эмоционально значимые отношения зрительные, слуховые и тактильные стимулы связаны с лимбической системой и префронтальной корой. Телевидение или видео не делают детей умнее, потому что они не испытывают стимуляции эмоционального центра, лимбической системы.
- Обучение в раннем детстве происходит, когда деятельность начинается с ребенка и исследует, действует, понимает, переживает – с максимально возможным количеством органов чувств и с эмоциональной безопасностью. Мозг в раннем детстве готов для активного исследования и обучения. С каждым познанием ребенок испытывает внутреннее счастье, так что он хочет понимать и узнавать все больше и больше. Однако этот механизм вознаграждения работает только при самостоятельном обучении. Оно зависит исключительно от непосредственного опыта, собственной активности.
- Чем младше ребенок, тем важнее его эмоциональная безопасность. Это необходимое условие для того, чтобы он мог активно взаимодействовать со своим окружением, и это основа всего обучения. Дети учатся в отношениях со своими доверенными взрослыми. Врожденные зеркальные нейроны младенца могут развиваться только в том случае, если они стимулируются через социальное взаимодействие с родителями.
Доверенные лица в детском саду
Детям, у которых сложилась надежная привязанность с родителями, легче строить доверительные отношения с другими взрослыми. С небольшими стабильными группами и благоприятными условиями, которые позволяют педагогу чутко реагировать на отдельных воспитанников, доверительные отношения между воспитателем и ребенком также могут стать привязанностью.
Даже на групповых мероприятиях можно наблюдать, как малыши обращаются к взрослым в неудобных и стрессовых ситуациях, чтобы получить утешение и безопасность. Связи воспитателя и ребенка не определяются качеством связи мать-ребенок и не могут заменить отношения с родителями. Функционально они изначально кажутся ограниченными.
Акклиматизация и надежная связь между воспитателем и ребенком
Если раньше детей просто передавали в учреждение в первый день, то теперь структура акклиматизации имеет решающее значение. Сегодня привыкнуть – это стандарт качества. Родители проводят рядом несколько недель, они ориентированы на взаимоотношения и с пониманием относятся к чувствам малыша.
В сопровождении родителей ребенок может познакомиться с незнакомой обстановкой детского сада и его воспитателем. Сопровождающий дает малышу надежную эмоциональную основу для изучения этой новой среды. На этом этапе ознакомления воспитатель пытается построить с ним доверительные отношения. Осознание прощания вскоре включает в себя внутреннюю веру в возвращение матери.
Присутствие родителей во время адаптации в яслях – это облегчение для ребенка, даже если потом он более решительно протестует против разлучения. Целью осторожной акклиматизации является то, что ребенок может познакомиться с изначально чужеродной средой на основе привязанности и может обрести уверенность в своем педагоге. Явным признаком успеха является то, что малыш активно ищет и находит утешение в своем воспитателе.
Детям-дошкольникам нужны высококвалифицированные педагогические специалисты, которые вместе со своими родителями поддерживают и поощряют ребенка в его образовательном развитии, но при этом способны проявлять эмпатию. Однако именно отношения с родителями и надёжный контакт в первые годы жизни определяют то, как ребёнок будет познавать мир вне семьи.