Травля в классе: как понять, что ребенка обижают, как взрослые могут помочь, когда обратиться к психологу

В школьных классах слишком часто случается, что уверенность детей в себе систематически подрывается длительными издевательствами.

Обсессивно-компульсивные и тревожные расстройства, панические атаки, депрессия и мысли о самоубийстве – возможные краткосрочные и долгосрочные последствия.

Чтобы дети, подвергшиеся издевательствам, не остались одни в этой ситуации, необходимы внимательные родители и чуткие учителя, которые разрешают продолжающийся конфликт вместе с агрессорами, жертвами и другими участниками из класса. Например, с помощью «Подхода без обвинения». Психологи также могут помочь в экстренных случаях.

Внимательное воспитание с четкими правилами и границами является необходимым условием, чтобы дети не были ни агрессорами, ни жертвами. Но важно помнить, что при конфликте помощь взрослых нужна и тем, и тем.

Что такое издевательства

Повседневная школьная жизнь не всегда бывает спокойной и мирной, иногда бывают ссоры и потасовки. Но для того, чтобы действительно говорить о травле в классе, необходимо учитывать следующие четыре пункта:

  1. Налицо физическое или словесное агрессивное поведение.
  2. Поведение специально направлено против конкретного человека.
  3. Это групповое мероприятие, в котором участвуют другие ученики из класса или школьной ассоциации среди прочего, они полностью игнорируют происходящее вместо того, чтобы помогать пострадавшим от травли.
  4. Агрессивное поведение проявляется неоднократно и в течение длительного периода времени – от нескольких недель до нескольких лет.

Также часто используется термин «издевательства» – он в основном относится к нападениям, направленным на повторяющееся физическое насилие.

Как можно распознать издевательства со стороны

Жертвы травли часто не рассказывают о своих проблемах в школе из-за страха и придумывают оправдания, чтобы скрыть виновных. Следующие изменения или симптомы у ребенка указывают на то, что он переживает издевательства:

  1. Физические симптомы, такие как головная боль и боль в животе, рвота, бессонница.
  2. Ребенок не хочет ходить в школу или хочет, чтобы его постоянно сопровождали.
  3. Ребенок отстраняется, плачет все больше и больше.
  4. Ребенок часто теряет деньги или имущество.
  5. Его вещи часто порваны и повреждены.
  6. Проблемы с концентрацией внимания и плохая работоспособность становятся нормой.
  7. Травмы и синяки тоже не редкость. Ребёнок либо отказывается говорить, откуда они, либо объясняет чем-то безобидным.

Последствия издевательств для пострадавших детей серьезны. Уверенность в себе разрушается, могут развиться обсессивно-компульсивные и тревожные расстройства, панические атаки, депрессия и мысли о самоубийстве.

«Обычный» конфликт или запугивание: различия

Чтобы отличить обычные детские конфликты, которые неизбежны в процессе взросления, от издевательств, полезно изучить следующие критерии:

Нормальные конфликты:

  1. Баланс сил между детьми примерно равен, это не выглядит, как травля слабых более сильными.
  2. Конфликт незапланированный.
  3. Участие в конфликте случайное.
  4. Конфликты возникают нерегулярно.
  5. Последствия обычно не плохие.
  6. Пострадавшие при травмах проявляют эмоциональный испуг.
  7. Конфликты возникают из-за текущих переживаний.

Травля, буллинг, издевательства:

  1. У одного ребенка больше признаков власти, например, силы, возраста, популярности.
  2. Более сильная сторона предложила план дальнейших действий.
  3. Агрессор специально отбирает более слабых или ранимых детей.
  4. Издевательства происходят неоднократно и регулярно.
  5. Возможны серьезные травмы.
  6. В большинстве случаев нападавшие не жалеют о причиненных травмах.
  7. Издевательства происходят для того, чтобы агрессор мог решить какие-то свои внутренние проблемы за счет жертвы.

Как дети становятся жертвами или агрессорами

Большинство жертв – более спокойные, застенчивые дети с низкой самооценкой или выделяющиеся из всего остального класса, например, хорошими оценками. Однако согласно последним данным, не только дети, находящиеся на периферии классового сообщества, подвергаются риску издевательств.

Даже школьники, занимающие центральные должности в иерархии класса, могут подвергаться издевательствам со стороны завистников только когда достигается пик популярности, дети относительно защищены от издевательств. Кроме того, преследования часто проходят через семейный анамнез. Ученики, родители которых подвергались издевательствам, когда они еще учились в школе, в два раза чаще становятся жертвами буллинга, чем другие одноклассники.

Когда ребенок становится агрессором, он часто переживает кризис. Для правонарушителей характерно то, что они менее терпимы к неприятным переживаниям и менее способны контролировать импульсы. У некоторых из них есть сильные предрассудки, а также черно-белое мышление родителей при их воспитании. Но то, как учитель ведет класс, также может превратить неприметных детей в преступников: если в классе нет четкой структуры и проблемы не решаются, запугивание становится более вероятным.

Как родители и учителя могут помочь детям

Чрезвычайно важно, чтобы родители и учителя работали вместе в случаях издевательств. Жертва травли никогда не должна чувствовать себя одинокой; скорее, она должна знать, что взрослые помогают ему и что к его проблемам относятся серьезно.

Одним из решений затяжных школьных конфликтов, в котором ключевую роль играет преподавательский состав, является «Подход без обвинения». Цель состоит не в том, чтобы осудить преступника или виновных, а в том, чтобы привлечь агрессоров, жертв и людей из классового сообщества, которые наблюдают, смотрят в другую сторону или которые являются последователями, в разрешении конфликта. Классный руководитель организует обсуждения и создает группу помощников вокруг ребенка, над которым издеваются, которые возвращают этого ученика в класс с идеями и действиями.

Когда нужно проконсультироваться с психологом

Родителям следует проконсультироваться с психологом, если ситуация их не устраивает. Терапевт может стать посредником между семьей и школой и помочь ученику восстановить свою подорванную уверенность в себе. Ребенок должен найти новые варианты действий, когда над ним издеваются – психолог следит за тем, чтобы они были удобны для него. Кроме того, вместе со специалистом можно найти новые увлечения, в которых у школьника есть возможность снова расцвести.

Родители, которые сами когда-то стали жертвами издевательств, могут заново пережить старую травму, когда их собственный ребенок подвергается травле. Не нужно бояться обращаться за психологической помощью, если нужна поддержка, чтобы справиться с этим.

Предотвратить издевательства

Каждый родитель и учитель может многое сделать, чтобы предотвратить издевательства. Начинается это с воспитания.

Любящая поддержка: сохранять авторитетный стиль воспитания, в котором родители поощряют и с любовью поддерживают своего ребенка в соответствии с его возрастом, но устанавливайте четкие правила и границы в повседневной жизни. Важно быть наставником своего ребенка, помогать ему достичь ощущения успеха, выбирая задачи и правила таким образом, чтобы он мог их решать и соблюдать. Уверенный в себе ребенок не нуждается в издевательствах и не становится жертвой так легко, как достаточно храбрый, чтобы сказать «нет», когда кто-то подходит слишком близко.

Мировоззрение родителей как образец для подражания: также нужно помнить, что взрослые являются образцом для подражания для ребенка если мама и папа ругаются, применяют физическое насилие, ворчат на других и не могут сочувствовать им, то ребенку будет трудно научиться быть готовым идти на компромисс в конфликтных ситуациях.

Даже если школьник рискует стать агрессором – например, из-за более активного темперамента, СДВГ, высокого уровня агрессивности, плохой способности сочувствовать – родители могут в игровой форме помочь ему улучшить контроль над своими импульсами и легче справляться с разочарованием и гневом.

Профилактика со стороны педагогов: школы и учителя также могут многое сделать против издевательств. Хорошая сплоченность между учителями и хорошо организованная школа помогают защитить учеников от травли. Также можно ввести превентивные меры, такие как информационные дни и семинары. Кроме того, детям требуется внимание учителя и желание решать критические ситуации – будь то во время урока или во время перерыва – и показывать ученикам альтернативные решения.

Оцените статью
Информационный портал о воспитании, развитии и здоровье детей