Аутизм у детей: причины, признаки, методики коррекции состояния

Благодаря доступности базовой информации сегодня многие люди понимают, что такое аутизм, но, несмотря на это, диагноз оказывается для большинства родителей шоком, кажется им приговором. Если знать, каковы признаки аутизма у детей, и понимать, что это вообще за состояние, можно довольно рано обнаружить в поведении малыша первые подозрительные симптомы.

В случае подтверждения диагноза специалистом будет назначена профильная коррекция, которая в значительной степени облегчит жизнь ребенка, сгладив некоторые характерные черты его характера. Да и родителям будет намного проще понять своего особенного малыша и подстроиться под его нужды.

Что такое аутизм и с какого возраста он может проявиться?

У понятия «аутизм» есть несколько сложных определений, обильно снабженных медицинскими терминами. Если упростить все по максимуму, то получится, что это один из типов расстройства психики, для которого характерен недостаток взаимодействия с окружающими. Аутичные люди живут в собственном мире фантазий, любые попытки окружающих проникнуть в него воспринимаются пациентами как назойливость крайней степени. Состояние протекает без ремиссий, первые признаки его обычно появляются уже у новорожденных, но диагноз ставится не раньше 2-2,5 лет.

Условно аутизм у ребенка разделяют на следующие стадии:

  • Период раннего детского аутизма – до 3 лет.
  • Период детского аутизма – от 3 до 11 лет.
  • Период подросткового аутизма – после 11 лет.

Черты заболевания и его клинические проявления меняются у детей в зависимости от их возраста. При этом они не обязательно дают о себе знать именно в указанные временные рамки. Случается, что характерные симптомы становятся очевидны только в 3-4 года или после 5-6 лет. В последнем случае уровень интеллекта малыша будет намного выше. У него даже сохранятся базовые навыки общения с окружающими, но такие аутичные черты, как попытки изолироваться от мира никуда не уйдут. Примечательно, что именно при таком развитии событий уже в ранние годы у ребенка можно распознать необычайно высокий уровень интеллекта.

Особенности поведения ребенка с аутизмом

Симптомы, характерные для аутизма, могут быть очень разнообразными. Но есть определенные черты, которые присутствуют в поведении всех особенных детей, независимо от того исполнилось им 2 года или 12 лет.

  • Нарушение социального взаимодействия. Проявляется в 100% случаев и наблюдается уже у новорожденных. Ребенок живет в своем мире, пытается уйти от внешнего. Аутичные дети некоммуникабельны даже в возрасте года, когда все их должно интересовать. Груднички инертны, малоподвижны, не стремятся на руки взрослых, обладают слабой реакцией на звуки, свет, игнорируют новые игрушки. Детки постарше также мало на что реагируют, родители даже начинают подозревать у них глухоту. Далее симптомы никуда не пропадают, к ним только присоединяются новые: малыши не просят помощи, избегают прямого контакта, на попытки общения могут реагировать довольно агрессивно.
  • Особенности игр и ограниченность интересов. Некоторые аутичные детки, особенно в 2-3 года, вообще не воспринимают игры и игрушки. Если какие-то интересы и есть, то они очень ограниченные (одна игра, игрушка, песня, телевизионная передача). Груднички способны долгое время рассматривать вещи, не проявляя к ним никакого интереса. Малыши способны в течение нескольких лет выполнять одни и те же действия (например, расчесывать волосы кукле в определенное время в течение конкретного количества минут). Попытки заменить одну игрушку другой могут привести к сильнейшей истерике или ввести ребенка в состояние ступора.
  • Склонность к повторению действий. Может проявляться в действиях или речи. Первые нередко носят черты постоянного повторения определенных телодвижений (покачивание головой, заламывание рук). Помимо этого, особенность проявляется в раскачивании предметов мебели, пересыпании круп, переливании жидкостей, разрывании бумаги, «играх» со светом, последовательном счете. Помимо этого, аутичные дети могут несколько раз задавать один и тот же вопрос, даже получив на него ответ. Уже с детского возраста такие люди стараются придерживаться определенных схем поведения (одна одежда, одна дорога для прогулок, одна еда).

  • Проблемы в сфере вербального общения. Речь развивается с заметной задержкой или не развивается вообще. Случается, что ребенок, заговорив, потом молчит в течение года и более. Бывает и так, что малыш не общается с окружающими, но ведет беседы с самим собой. По мере взросления нужные навыки все же появляются, но их сопровождают определенные черты. Речь маленького человечка не экспрессивна, он не использует жесты, говорит монотонно.

Совет: Многим родителям даже нравится, когда их ребенок очень тих, спокоен, не требует внимания и не доставляет хлопот. Нужно учесть, что, когда появится необходимость социализировать кроху (отдать его в сад или школу), начнутся серьезные проблемы. Поэтому чем раньше обратиться за помощью к специалистам и установить причины такого поведения, тем выше шансы на его нормальное развитие и продуктивную жизнь в обществе.

  • Расстройства или особенности интеллектуальной сферы. Для 75% детей характерно неравномерное умственное развитие или очевидная интеллектуальная отсталость. Из-за отсутствия заинтересованности, такие дети плохо учатся, им сложно руководствоваться логикой или абстрактными понятиями. А вот тесты на визуальные навыки и манипуляции таким деткам даются намного проще, чем сверстникам. Встречаются дети, которые хорошо себя проявляют в определенных дисциплинах.

  • Нарушение или отсутствие чувства самосохранения. Обычно дети, независимо от того, сколько им лет, после получения неприятного опыта стараются не попадать в ту же ситуацию повторно (это касается падений, порезов, ожогов и т.д.). Аутичные детки такими свойствами не обладают, они способны раз за разом повторять неудачный опыт и ничему при этом не учиться. Некоторые специалисты объясняют наличие этой черты низким порогом чувствительности к боли.
  • Особенности движений. Мало того, что уже с детского возраста аутисты привыкают к определенным маршрутам, они нередко стараются ходить по ним определенным способом. Где-то медленнее или быстрее, приставным шагом или очень широким, раскачиваясь на носочках или даже бегом. Со стороны это смотрится странно, нелепо и неловко, но попытки внесения изменений заведомо обречены на провал.

Если у деток в 1-2 года у деток наблюдаются практически одни и те же черты, то с 3-4 лет к ним могут присоединяться самые необычные специфические симптомы. И причины этого могут быть самыми разными – от постоянно повторяющегося стресса до одиночного яркого впечатления.

Внешние признаки аутизма – возрастные особенности

Ребенка-аутиста можно распознать даже по внешним признакам, не наблюдая за его поведением в течение длительного времени. Для каждого возрастного периода существуют свои характеристики:

  • Малыши до года. Улыбка и мимика отсутствуют, эмоции практически никак не проявляются. Малыш нередко фиксирует взгляд на одном предмете. Ведет себя тихо, стараясь не привлекать внимания. Он не просится на ручки, не копирует эмоции окружающих, ни к чему не проявляет интереса. Нередко состояние сопровождается рядом неврологических отклонений.
  • Дети до 3 лет. Ребенок закрыт в себе, не говорит совсем или сводит общение к минимуму. При разговоре не смотрит в глаза, о себе может говорить в третьем лице. Часто повторяет фразы за окружающими. Характерна походка на цыпочках с размахиванием рук. Жесты очень необычные и не всегда понятные. Ребенок равнодушен к игрушкам, зато может часами лить воду или переспать сахар. Аутичные дети нередко боятся темноты или шума.
  • Дети до 6 лет. Начинают все явственнее проступать симптомы проблем с социальной адаптацией. Ребенок не принимает новую обстановку, сторонится детей, даже проявляет по отношению к ним агрессию. Свои вещи дети в этом возрасте начинают сортировать в определенном порядке, который нельзя нарушать. Появляются ежедневные ритуалы, которые должны выполняться от начала и до конца (мытье рук, особенности приема пищи. Даже самые простые действия могут быть перевернуты с ног на голову.
  • Дети старше 6 лет. Могут появляться новые симптомы, связанные с необходимостью посещения школы. В зависимости от выраженности проблем детки могут посещать как специализированные, так и общие учебные заведения. Во втором случае малыш определяет любимые предметы, которые даются ему хорошо, к остальному не проявляет интереса. Нередко именно в это время у него выявляются особые таланты и предрасположенности.

Введение техник адаптации может происходить на любом из перечисленных этапов. Чем раньше это произойдет, тем проще будет малышу.

Тесты, позволяющие диагностировать состояние

С обращением к профильному специалисту лучше не затягивать. Специальные тесты позволят быстро исключить или подтвердить аутизм, предпринять наиболее эффективные меры.

Чаще всего для диагностики используют следующие меры:

  • Тест M-CHAT. Предназначен для детей в возрасте от 16 до 30 месяцев. Родителям задают 23 вопроса, после чего оценивают результаты. Если хотя бы по 3 пунктам была выявлена связь поведения малыша с аутизмом, проводится более детальное обследование.
  • Работа со шкалой аутизма CARS. Объемное исследование, в составе которого несколько разделов, затрагивающих различные сферы жизни маленького пациента. Максимальная эффективность от опроса достигается путем подключения не только родителей, но и других близких людей малыша, что позволяет точнее выявить или исключить определенные черты.
  • Тестирование ASSQ. Скрининговый тест, по результату которого суммируются баллы и оценивается степень риска развития аутизма у конкретного ребенка.

Несмотря на то, что все перечисленные тесты находятся в свободном доступе (с расшифровкой показателей) и можно пройти их без визита к врачу, не стоит относиться к таким результатам, как к истине в последней инстанции. Лучше изначально сделать все правильно и посоветоваться со специалистом при возникновении малейших подозрений на присутствие проблемы. Диагностические программы совершенствуются с каждым годом и позволяют быстро получить ответ на столь серьезный вопрос.

Причины аутизма у детей и методы его лечения

Даже сегодня специалисты не могут перечислить причины, лежащие в основе развития детского аутизма. Правда, выделено около трех десятков факторов, которые предположительно провоцируют специфические расстройства. К ним относят:

  • Аномалии на хромосомном уровне, сбои в развитии нейтронных структур еще на стадии формирования плода.
  • Биохимические реагенты и неблагоприятное воздействие окружающей среды.
  • Все чаще в докладах ученых фигурирует гипотеза, согласно которой в крови матери вырабатываются особые антитела, влияющие на формирование детского мозга.
  • Традиционно в качестве причины выступает наследственность (аутичные черты действительно нередко проявляются у нескольких поколений одной семьи). Правда, специфический ген до сих пор не выделен.
  • Не стоит отметать гормональные нарушения и иммунные реакции, а также совокупность всех приведенных факторов.

Независимо от причины развития заболевания, родителям стоит подготовиться к тому, что полностью его вылечить невозможно. Все методы коррекции направлены на облегчение состояния ребенка, повышение его шансов на адаптацию в обществе. Терапия должна быть комплексной и постоянной, ее нельзя прерывать даже если кажется, что все нормализовалось. Единого плана лечения не существует, в каждом случае подход подбирается индивидуально. В перечень мероприятий обычно входят образовательные подходы, приемы сенсорной интеграции, биомедицинские процедуры, диета без казеина и глютена. Неплохо себя зарекомендовали аудио тренировки.

Оцените статью
Информационный портал о воспитании, развитии и здоровье детей