Что такое таблица групп здоровья для детей и для чего она нужна?

Разделение детей по показателям здоровья и развития нередко вызывает скептическое отношение родителей, которые считают подобный подход своего рода дискриминацией. Но специалисты уверены, что, если знать, с представителем какой группы приходится работать, это позволит лучше оценить состояние ребенка, оказать ему своевременную помощь.

Не стоит забывать и о том, что некоторым малышам недостаточно регулярного посещения врача и стандартного ведения в дошкольном или учебном учреждении. Только систематическая диагностика состояния таких ребят позволяет улучшить изначально заниженные показатели, повысить их шансы на здоровую и полноценную жизнь.

Диспансеризация ребенка и особенности присвоения группы

Чаще всего для детей, которые особо не выделяются среди своих сверстников, первая диспансеризация происходит перед зачислением в дошкольное учреждение. Она позволяет оценивать потоки поступающих и регулировать их. Ребенка в обязательном порядке осматривают хирург, офтальмолог, невропатолог, кардиолог, ЛОР, стоматолог. В случае необходимости сдаются анализы, проходятся дополнительные исследования. После того, как все этапы диагностики пройдены, педиатр делает заключение по состоянию здоровья и уровню развития малыша.

Совет: Не стоит относиться к постановке группы, как к приговору. Зачастую врачи придерживаются усредненных показателей и как бы выравнивают малышей. Если отношение к определенной группе не позволяет ребенку поступить в какое-то специальное учреждение (спортивную секцию, танцевальный кружок), стоит обговорить это с врачом.

Специалист либо пойдет навстречу, либо разъяснит создавшуюся ситуацию, либо посоветует особый режим, способный быстро скорректировать проблему.

При постановке окончательного «диагноза» педиатр руководствуется следующими факторами:

  1. История беременности, родов, последующего развития ребенка.
  2. Физические показатели, особенности работы систем и органов.
  3. Качество нервно-психического развития и особенности ответа на внешние раздражители.
  4. Уровень сопротивляемости детского организма внешним условиям.

Исходя из полученных данных, детей распределяют по группам. Они берутся за основу разработки графика посещения специалистов ребенком, проведения обязательных и специальных лабораторных исследований, установления уровня физических нагрузок.

Критерии определения принадлежности ребенка к определенной группе

Существует единая таблица критериев оценки состояния ребенка. При этом нужно учесть, что она распространяется на детей от 3 до 17 лет, поэтому в зависимости от тяжести заболевания, степени его развития и специфики, малыши с одним диагнозом, различного или одинакового возраста могут попадать в разные группы.

  • Первая группа здоровья. Сюда принято относить тех детей, которые очень редко болеют или не болеют вообще. Если и присутствуют отклонения, то они незначительны, не требуют коррекции и не влияют на общее состояние малыша. Функциональных или анатомических дефектов нет.
  • Вторая группа здоровья. Характеризуется общей незначительной задержкой развития, но без присутствия патологий. Заболевания случаются у такого ребенка не реже 4 раз за год. На восстановление после тяжелой болезни уходит о трех недель. В эту категорию автоматически попадают недоношенные, малыши с анемией, близорукостью, плоскостопием, астенией или ожирением. Риск возникновения патологии высок, существующее заболевание может перейти в хроническую форму.
  • Третья группа здоровья. Присутствует одно хроническое состояние, на момент осмотра пребывающее в стадии ремиссии, не характеризующееся сложным течением. Подразумевается частичное ограничение физической активности или обучения.
  • Четвертая группа здоровья. У таких детей имеется сразу несколько хронических состояний, некоторые из них находятся в острой форме. Затронутые патологией органы и системы изменены, что создает препятствия для полноценного труда или обучения. Корректирующая или поддерживающая терапия необходимы.
  • Пятая группа здоровья. Патология приводит к инвалидности. Хотя бы одно из имеющихся хронических состояний характеризуется существенным физическим недостатком, приводящим к нарушению нормальных функций организма. Представители группы не могут посещать общие детские и подростковые учреждения.

Для постановки 4 и 5 групп необходимо проведение дополнительных исследований, консультирование с профильными специалистами. Чем раньше будет поставлен диагноз, тем быстрее можно будет начать проведение соответствующей терапии.

Особенности существующих групп и их связь между собой

Стремительное омоложение ряда болезней и неблагоприятные условия окружающей среды привели к тому, что детей, относимых в первую группу здоровья, становится все меньше. Самой многочисленной является вторая группа, на представителей которой обращено основное внимание врачей с целью профилактики ухудшения их состояния. Регулярно проводятся их осмотры, назначается корректирующая терапия и оздоровительное лечение. Обязательному диспансерному учету подлежат малыши из 3-5 групп.

Принадлежность к 3 группе подразумевает снижение активности, разработку индивидуального графика жизнедеятельности и составление специфического рациона. Малыши из 4 группы, ограниченные в большей степени, получают направления в специализированные учреждения, где посещают специальные занятия, растут и развиваются под строгим контролем профильного специалиста. Именно благодаря разработанной классификации у многих детей появляется шанс на существенное улучшение качества жизни, если не на полное выздоровление.

Группы здоровья, разработанные для классификации новорожденных

Перед тем, как выписывать маму и ребенка из родильного отделения, врачи оценивают состояние грудничка и опять же относят его к одной из групп здоровья:

  • Первая. Здоровые малыш и мама (учету подлежит гестоз первой половины беременности). Представителям этой категории нужно посетить педиатра в первые три дня после выписки, на 18-20 и 28-30 дни жизни грудничка. На втором месяце жизни достаточно двух посещений, далее – один визит в месяц.
  • Вторая А. У ребенка выражена недоношенность или физиологическая незрелость на фоне узкого таза матери, может быть отечный синдром первой степени.
  • Вторая Б. У грудничка легкая асфиксия на фоне кесарева сечения, многоплодной беременности, хронических заболеваний матери. У малышей со второй группой отсутствует угроза жизни, но работа его организма нуждается в поддержке в виде правильного питания, качественного ухода, регулярных осмотров, манипуляций, направленных на укрепление иммунитета. Таких детей нужно показывать педиатру в первые три дня после выписки, на 3 и 4 неделе после родов, на 28-30 день и далее не реже раза в месяц.
  • Третья. Ставится при тяжелой асфиксии, выраженной недоношенности, родовых травмах, внутриутробном инфицировании. Малыш нуждается в особом контроле. После выписки критическими считаются первые 24 часа. Далее грудничка показывают педиатру каждые пять дней в течение первого месяца.
  • Четвертая и пятая. Врожденные пороки или состояния декомпенсации, из-за которых у детей нет сил для самостоятельного восстановления после родов. В данном случае ребенка должен контролировать врач в условиях стационара.

Определяя группы здоровья, нельзя забывать о физиологических особенностях детского организма. Они проявляются в определенном возрасте и по внешним признакам могут быть похожи на патологию. Это связано с перестройками в системах и органах, поэтому не должно вызывать беспокойства родителей:

  1. Для грудного возраста характерна анемия, некоторые изменения в составе крови, аллергические реакции.
  2. Ранний возраст славится расстройствами в работе пищеварительной системы.
  3. В дошкольный период у ребенка могут отмечаться несущественные отклонения в работе нервной, опорно-двигательной, дыхательной, выделительной систем, ЛОР органов.
  4. Школьный возраст нередко сопровождается изменениями в работе сердца, не вызывающим ухудшения здоровья, проблемами со зрением.

Независимо от возраста ребенка, не стоит полагаться на собственные возможности в оценке его состояния. Лучше регулярно посещать педиатра и других специалистов по его рекомендации для осуществления качественного мониторинга работы систем и органов своего чада.

Оцените статью
Информационный портал о воспитании, развитии и здоровье детей