Фантазия детей не знает границ. Иногда родители сталкиваются с тем, что их ребенок живет в воображаемом мире, и более того, беседует с воображаемым персонажем, которого считает своим другом. Само собой родителей пугает то, что они не могут объяснить и зачастую обращаются за помощью к специалисту. Насколько родители правы, что бьют тревогу или подобное проявление фантазии нормальное для ребенка в определенном возрасте?
Синдром Карлсона
По статистике, почти две трети детей в возрасте от трех до девяти лет придумывают себе невидимых друзей. При этом, воображаемым другом может стать любой герой сказок, мультфильма или книги, которые оказали на ребенка определенное впечатление. Это не страшно и вполне закономерно для развития личности. Но только если подобное «общение» прекращается само по себе вместе с взрослением.
Оказывается создание такого персонажа, напрямую связано не только с фантазией ребенка, но и с достаточно высоким уровнем интеллекта. Ребенок, который обращается к своему вымышленному герою, преследует некоторые цели, среди которых желание быть главным и старшим продиктовано тем, что в реальной жизни последнее слово всегда остается за родителями.
С вымышленным персонажем, ребенок всегда самый умный и самый главный. К тому же, с таким «другом» можно действительно дружить, находить общий язык без необходимости отстаивать свое право на место под солнцем, как в случае общения со сверстниками.
Ребенок, который придумал себе друга моделирует так называемую реальность, в которой испытывает чувство контроля над собственной жизнью.
Причина появления «воображаемого друга»
В первую очередь, причина появления «друга-невидимки» это богатое воображение. Но также этому могут способствовать чувство одиночества, потребность в общении. К примеру, ребенок один в семье и мечтает о брате или сестре. Как правило, когда у ребенка в реальной жизни появится друг, вымышленный персонаж исчезнет.
Также ребенок может таким образом искать защиту и помощь.
Возможно он чего-то боится, а близкие люди не обращают на его страхи и сложности внимания. Тогда ребенок придумывает себе защитника, который охраняет его сон или составляет компанию во время передвижения по темной квартире.
Еще одна причина появления «невидимки» это страх быть наказанным. К примеру, родители спрашивают, кто разбил чашку? Ребенок ответит что это сделал Джек. Таким же образом через воображаемого Джека ребенок может высказывать свое недовольство: «Джек не хочет этого делать!».
Как следует себя вести родителям в ситуации с воображаемым другом?
Для начала перестаньте переживать и поймите, что буйная фантазия – это абсолютно нормально для определенного возраста и входит в естественные этапы взросления. Но при этом, вы должны выбрать правильное поведение при общении с ребенком, чтобы воображаемая игра не превратилась в проблему в будущем.
Расспросите ребенка о его новом друге. Ребенок с удовольствием поделится с вами, ну а вы в свою очередь сделаете выводы: что ребенка беспокоит, что думает по поводу вымышленного персонажа, какие эмоции испытывает при общении с ним. Как правило, именно через своего «друга» ребенок и проецирует страхи, проблемы, переживания.
Подыграйте ребенку. Если ваш ребенок говорит что под кроватью спрятался Буба и не хочет идти спать, то поищите его вместе с ним или поставьте тарелку с печеньем, которые Буба очень любит и обязательно съест к утру.
Не проявляйте инициативу в отношениях между ребенком и его выдуманной реальностью. Не стоит спрашивать идет ли его друг кушать кашу с ним вместе? Этот мир принадлежит только ребенку и он там главный. Захочет пригласить Бубу за стол, он попросит у вас дополнительные приборы.
В свою очередь не позволяйте перекладывать ребенку ответственность на друга. Если ребенок вдруг заявил что «Буба» виноват в каком-либо проступке, то поясните, что он сам должен нести ответственность за себя.
Пробуйте расширить круг общения ребенка, так как у него должны быть реальные друзья, после появления которых вымышленный персонаж исчезнет сам собой.