Дети наше будущее, но светлое или мрачное?

Стоит ли задумываться родителям о будущем своих детей? Может не стоит им прививать общечеловеческие ценности, правила поведения человека в обществе? Не лучше ли пустить на самотек развитие ребенка, наблюдая, на какую дорогу выведет его жизненная тропинка? Ведь сегодня многие ученые педагогические и политические мужи против того, чтобы родители «давили» на детей своим воспитанием.

Тогда воспитательная функция родителей вовсе не нужна. Как пример они приводят факт, что в жизни есть случаи, когда в достойных во всех отношениях семьях вырастали монстры, а у родителей, которые совсем не занимались воспитанием своих чад достойные во всех отношениях люди. Но, ведь это скорее исключения из правил.

Поэтому, не вызывает сомнения тот факт, что формирование взглядов на жизнь закладывается в семье. Образцами для подражания у детей являются родители. От них, в большинстве случаев, зависит: каким станет ребенок, будет ли он достойным членом общества и отзывчивым человеком или превраится в асоциального типа, игнорирующего правила жизни в обществе.

Но будет ли он при этом счастлив сам? Доволен ли во взрослой жизни той жизненной ролью, которую ему навязали родители с детства, независимо от того, положительная она или не очень?

По этой теме существует немало исследований и программ, самая популярная и интересная из них теория иерархии потребностей  человека, которую упрощенно представляет так называемая пирамида потребностей Маслоу. Названа она так по имени создателя теории американского ученого Абрахама Маслоу.

Согласно основным пунктам этой теории, у каждого индивидуума есть 5 основных групп потребностей. Первая базовая физиологическая, удовлетворение которой необходимо для выживания человека. Далее человек последовательно прогрессирует в последующие шаги развития через этапы безопасности, любви и сопричастности, самоуважения и, наконец, до вершины пирамиды – самоактуализации. Базовый постулат теории заключается в том, что как только человек может удовлетворить свои потребности на начальном этапе, он движется в своем развитии в направлении к следующему, затем – к следующему и т.д.

Эта теория универсальная и походит к большинству сфер человеческой деятельности, в том числе и педагогической. По этой пирамиде можно определить, будет ли ребенок счастлив в жизни и насколько он состоится как член общества в зависимости от того, в какой мере были удовлетворены его потребности в детстве.

Теория воспитания и взращивания счастливых людей

Существуют различные теории воспитания гармоничной личности. В основе каждой лежат свои определенные постулаты. Теория Абрахама Маслоу основывается на изучении пирамиды потребностей каждого отдельно взятого человека.

Маслоу был уверен, что воспитать счастливого и достойного человека можно лишь в том случае, если его потребности будут удовлетворяться по мере взросления самого индивида. На свете только единицы способны на самоотречение от всего насущного. Подавляющая масса людей получает истинное наслаждение и удовольствие от удовлетворения своих потребностей. Это приносит людям радость.

Развиваясь, реализуя свой жизненный потенциал, человек приобретает новые, высокие потребности: в справедливости, соблюдении законности, доброте.

Из этой теории явствует, что люди, добившиеся успеха, имеют высшую степень актуальности потребности. Маклоу был уверен, что только общество, состоящее из людей актуализированных самостоятельно, будет совершенным. А люди, живущие в таком обществе, будут счастливее и лучше.

Оправдана ли высокопарность?

Да, такая высокопарность оправдана, однозначно! Если не воспитывать в детях чувство ответственности перед своей семьей, младшими братишками и сестренками, перед старенькими бабушками и дедушками, они никогда не почувствуют свою ответственность перед обществом в целом.

А как же тогда чувство долга перед Родиной, куда девать патриотизм? Мы и только мы, родители, в ответе за то, какими вырастут наши дети.

Если воспитывать их исключительно на удовлетворении своих насущных (то есть базовых) потребностей, то мы рискуем вырастить поколение потребителей, которые не будут заботиться о нас в старости.

Есть поговорка «Относись к родителям так, как хочешь, чтобы к тебе относились твои дети!» Это очень верное утверждение, ведь дети, как губки, впитывают в себя наши слова и поступки.

К сожалению, большинство родителей останавливаются на 2 или 3 нижних ступенях этой пирамиды (хотя около 15% не дают детям даже этого в полной мере). А потом удивляются: мы его кормили, одевали, любили, а он нас на стрости бросил. Оказывается, этого недостаточно! Родители сами закрыли или обрезали возможности своего ребенка на самореализацию, в том числе, и в любви к ним.

Для таких родителей все надежды на светлое будущее с их детьми (не для детей, а именно для родителей) не оправдаются. Самое минимальное это отчуждение. Да и самому поколению будущего будет трудно. В большинстве своем они будут копировать поведение своих родителей и так же ломать и обрезать судьбу уже своих детей.

По-другому невозможно

Мудро поступают родители, которые уделяют детям максимум внимания: играют в общие игры, мастерят поделки, хвалят за совместные домашние уборки. Несмотря на сильную занятость, необходимо постоянно интересоваться делами ребенка, объяснять без нервов, где он был неправ, хвалить за его небольшие победы. Дети должны чувствовать в своих родителях друзей и наставников. Быть таковыми или нет зависит полностью от желания самих матерей и отцов.

Только так можно вырастить чутких отзывчивых людей, на которых можно положиться в любой, даже самой сложной жизненной ситуации. Такие дети смогут в дальнейшем достичь в жизни определенного положения и стать высокоморальными людьми. А ведь именно мы этого и хотим добиться!

Оцените статью
Информационный портал о воспитании, развитии и здоровье детей