Духовно-нравственное воспитание на школьных уроках по литературе

Духовно-нравственное воспитание учеников в школе на уроках русского языка, а также на литературе – это наболевшая проблема в нашем современном обществе. На уроки литературы возлагают важную задачу: воспитание в молодёжи духовно-патриотических чувств,  нравственное отношение подростков к окружающим их людям. Наше общество огрубело, оно не признаёт романтизм, бескорыстные поступки, а также доброту и милосердие к природе и людям. Необходимо возродить новое поколение детей, вызвать в них эти недостающие для общества чувства, ведь от этого зависит наше будущее, и будущее нашего государства.

Качество образования в школе можно определить не только «голой» статистикой проведённых уроков русского языка и литературы, качеством проверки экзаменов.

Роль духовно-нравственного воспитания по Белинскому

Духовно-нравственное поведение молодёжи, воспитание патриотических чувств в них приоритетная задача учителя во время проведения уроков литературы и русского языка.

Школа должна воспитывать, а не только дарить знания детям, она должна научить ребёнка анализировать, получить возможность анализировать свои поступки, приобрести новое самосознание. Педагог должен стать воспитателем в школе.

Достойным гражданин вырастет только после воспитания в нём духовно-нравственного поведения. Такое воспитание тесно связано с развитием самосознания у детей.

Духовность и нравственность определение

Нравственное и духовно-патриотическое воспитание. Цели и роль такого воспитания в обществе

Цель педагогов на уроках русского языка и литературы – это постараться сформировать в школьниках творческой личности, волевого характера. Будущий полноправный гражданин в своей стране должен уметь отвечать за свои поступки, а также стремиться к расширению своего кругозора, он должен постоянно стремиться познать нравственное и духовное устройство мира.

  1. Уроки русского языка и литературы должны помочь в следующем:
  2. Научить детей сформировать представление о духовно-патриотическом устройстве мира;
  3. Научить анализировать и оценивать произведения искусства;
  4. Заинтересовать ученика книгами, приучить его любить художественную литературу, всемирно-известных классиков;
  5. Учащиеся должны научиться анализировать прочитанные книги;
  6. Школьники на уроках литературы должны уметь осознавать полученные знания на предмете, чтобы их личность стала полноценной.

Работа учителя русского языка и литературы

Чтобы успешно справиться с поставленными задачами на уроках русского языка и литературы в школе, дать нравственное воспитание детям, необходимо:

  • Использовать дополнительные знания, не входящие в программу школьного образования;
  • Учитель должен придать эмоциональную обстановку на уроках литературы, чтобы ученикам было интересно посещать занятия;
  • Каждому ученику необходимо уделить внимание, чтобы никто не чувствовал себя непонятым и обделённым знаниями, вниманием взрослых.

Педагогическая идея на уроках литературы

Главная идея преподавателя – это обеспечение комфортных условий, чтобы создать формирование духовно-нравственного воспитания, чтобы каждый школьник смог реализовать себя в обществе после того, как он переступит порог школы.  Организация учебного процесса на уроках русского языка и литературы должна быть непринуждённой, от этого зависит успех всей деятельности преподавателей.

Методы обучения духовно-нравственного воспитания

Развивающее обучение школьников заключается в одновременном обучении и развитии. Представление об обучении, развитие молодых людей, раскрывается при помощи двух видов развития. Нравственное воспитание достигается только после того, как построена технология обучения на уроках литературы. Ребёнок должен быть самостоятелен, он должен сам взаимодействовать с природой, а затем проанализировать своё поведение.

Формы работы на уроках литературы

Такое взаимодействие подразумевает несколько видов действий ребёнка:

  • Составление плана, организация дел школьника;
  • Определение целей для качественного обучения;
  • Решение задач и целей;
  • Анализ проведённой деятельности, оценивание результатов.

Такой вид обучения с контактом в контакте с обществом помогает успешно овладеть всеми необходимыми знаниями и умениями у ученика, получить возможность размышлять, а также развить в подростке творческий потенциал.

Чтобы получить максимум эффекта от обучения на уроках литературы, получить духовно-нравственное воспитание, погрузить учеников в атмосферу творчества, заставить детей самостоятельно «заняться поисками себя» в обществе. Ребёнка можно заинтересовать обучением на уроках литературы только тогда, когда он понимает, что делает полезное для общества дело. Если подростка удалось заинтересовать, то новый материал он усваивает гораздо лучше.

Уроки развития речи и их роль

Составление проекта обучения

Проектная деятельность школьников на уроках литературы – это важная деталь в образовательном процессе.

Благодаря такой деятельности можно сформировать знания и определённые навыки на каждом этапе обучения на уроках русского и литературы. Можно освоить важные элементы в технологической цепочке. Составление проекта обучения оказывается довольно эффективной, когда учащийся школьник получает свободу деятельности, и когда ему даётся возможность реализовать свои задачи. Это намного повышает интерес ребёнка к обучению, он пытается решить поставленные перед ним задачи самостоятельно. Это способствует развитию духовно-нравственного воспитания личности.

Развитие духовности на уроках русского языка формы и методы

Цель составления проекта обучения заключается в том, что учащиеся:

  • Сами с большим интересом получают необходимые им знания из различных доступных источников. Они могут опробовать свои силы в различных направлениях, так как они лично участвовали в разработке проекта обучения;
  • Ребята на уроках литературы способны приобрести коммуникативные умения;
  • Такая система обучения развивает в детях системное решение, ведь они сами разрабатывают действие для реализации проекта обучения.

Открытый урок литературы

Специальные приёмы для качественного обучения

В своей работе школьный учитель должен использовать ряд методов для обучения детей:

  • Иллюстративный;
  • Наглядно-слуховой;
  • Практический;
  • Объяснительный;
  • Проблемный;
  • Дискуссионный;
  • Словесный.

Организовывать обучение также можно различными методами:

  • Групповой метод;
  • Индивидуальный;
  • Коллективный;
  • Парный.

Патриотическое воспитание на уроках языка и литературы

Чтобы урок литературы стал по-настоящему интересным, развил в детях личностных качеств, следует применить несколько приёмов:

  • Создать мотивацию у учащихся;
  • Стоит предложить детям выбрать различные направления при обучении, дать им ряд задач на выбор;
  • Помочь ученикам самостоятельно сформировать вывод проведённой учебной деятельности;
  • Необходимо составить проблемную ситуацию, чтобы ученики попробовали найти решение самостоятельно;
  • Следует использовать наглядный пример в процессе обучения;
  • Использовать взаимную самостоятельную проверку учениками друг друга.

Деятельность учеников и учителя во внеурочное время

Для формирования в детях духовно нравственного воспитания на уроках литературы следует организовать работу помимо уроков в школе:

  1. Организация и проведение праздников в стенах школы. Это могут быть праздники, дни рождения, последний звонок;
  2. Проведение традиционных мероприятий в школе. К примеру, олимпиада, ярмарки, неделя литературы.
  3. Проведение акций по помощи бедным, по патриотическому воспитанию и т.д.

Внеурочная деятельность литературный кружок

Результат после обучения

Работа над темой позволит развить молодым людям индивидуальные творческие возможности, обучение способно развить личность молодых людей, самоопределиться при выборе своего будущего. Проводимая учебная работа обязательно позволит добиться хороших результатов, и достичь обучения до 100% школьников. При получении учениками только базовых знаний на уроках литературы, хорошие результаты показывают только около 70 % детей из класса.

Оцените статью
Информационный портал о воспитании, развитии и здоровье детей