Эмоциональный интеллект: как воспринимать негативные чувства своего ребёнка

Гнев и агрессия это чувства, которые знают все, в том числе и маленькие дети. Крики, ругательства, удары и/или укусы могут облегчить эти эмоции для ребенка, но истерика не всегда безобидна. Это, как минимум, раздражает родителей, а то и сильно пугает. Однако нужно понимать, как лучше всего реагировать, когда у ребенка возникают неконтролируемые вспышки гнева.

Причины вспышек гнева у детей

Вспышки гнева это реакция на события или переживания, которые трудно принять и которые наносят ущерб самооценке. При отсутствии других вариантов маленький ребенок превратит разочарование, гнев или сильную злобу в физическую энергию.

В отличие от многих взрослых, дети только постепенно учатся распознавать свои эмоции и контролировать их. Дорога от малышовой прямой, неконтролируемой истерики к разумной, преднамеренной реакции, которую от него ожидают со своей стороны взрослые, может быть очень долгой.

Истерики не являются в корне неправильными, потому что демонстрация разочарования также может иметь расслабляющий и успокоительный эффект. Они помогают вернуться в равновесие. Боксерская груша может творить чудеса, например, когда маленькому спортсмену нужно справиться с проигранным показательным боем в тхэквондо или оскорблением со стороны близкого друга. Но истерики не всегда уместны.

С какими истериками родители должны подождать и посмотреть, а не пресекать их сразу?

В большинстве случаев малыш успокаивается самостоятельно и активное вмешательство не требуется. Например:

  • если ребенок не занял первое место на конкурсе,
  • когда активного малыша раздражают его собственные небольшие ошибки, например, если он пролил краску на картину во время рисования,
  • ваш ребенок получил ранее объявленный родителями штраф, например должен отказаться от мороженого, потому что он не надел велосипедный шлем, несмотря на предупреждения взрослых,
  • если ребенок не получает то, что ему хотелось бы, например, дорогую игрушку или лакомство,
  • когда малыша раздражает обоснованный запрет, например, запрет на просмотр мултьфильма.

Пример: Маша сидит, скучает, не желает выполнять домашнее задание, и играет с ручками в пенале вместо того, чтобы писать сочинение. Мать несколько раз просила ее наконец-то начать. Маша в плохом настроении и из чувства противоречия пишет сочинение зеленым фломастером, хотя знает, что это запрещено. Когда ее мама видит это, она спокойно настаивает, чтобы Маша снова переписала все сочинение обычной ручкой с синими чернилами. В гневе дочь бросает весь пенал об стену и громко рыдает. Ее мама тихо закрывает дверь и ждет, пока Маша успокоится самостоятельно.

Пояснение: Маша больше всего раздражена собой, потому что дополнительная работа требование переписать сочинение спровоцировала ее на истерику. Она тоже это знает. Понятно, что гнев по этому поводу она вымещает на пенале с ручками. Истерика со временем утихает, тогда Маша уже может переделать задание. Если она сломала ручки или карандаши, ей придется заплатить за замену своими карманными деньгами. Здесь по сути не требуется активного вмешательства матери, потому что девочка в состоянии пережить свои негативные чувства и столкнуться с естественными последствиями. То есть доделать уроки (или получить плохую оценку) и приобрести новые школьные принадлежности взамен сломанных.

Пусть ребенок «выпустит пар»

Понятно, что ребенок в таких ситуациях становится беспокойным и только со злостью подчиняется указаниям родителей. Признание собственных ошибок или соблюдение запретов и правил может сильно рассердить. Тогда ребенок в истерике показывает, что он не согласен. Если это никому не повредит и к нему можно обратиться снова через разумное время, родители могут позволить своему ребенку пережить этот опыт под их ненавязчивым контролем.

Таким образом, дети могут «выпустить пар» и в то же время узнать, что после этого они могут чувствовать себя уставшими, но ни на шаг не приблизившимися к своей цели. В конечном итоге каждый ребенок научится по-другому справляться с такими ситуациями, возможно, с помощью словесных споров или готовности к компромиссу.

Когда родителям нужно вмешиваться во время детских истерик? Это:

  • когда гнев и агрессия направлены против более слабых детей, например, потому что они (пока) не понимают определенных правил игры,
  • если есть риск травмирования самого ребенка или окружающих, если, например, в игру вступят палки или пинки,
  • когда малыш что-то ломает и разрушает и, например, пинает дверь, пока не получит конфету,
  • если конфликт является причиной истерики, которую ребенок не может разрешить самостоятельно, например, когда его одолевают старшие игроки в спорте или произошла интеллектуальная перегрузка в сфере школьной успеваемости,
  • когда ребенок намеренно поранился и ударился кулаком об стену, например.

Что делать, чтобы вывести ребенка из состояния истерики

Когда ребенок успокоится, можно поговорить об истерике, предложить альтернативные способы снять напряжение.

Пример: В некоторых ситуациях у Толика случается приступ гнева. Вместо того, чтобы выпустить пар, бросаясь ручкой или другим предметом, Толик вбегает в комнату своей младшей сестры и кричит на нее в совершенно неоправданной ярости.

Просто потому, что ты так громко играешь и беспокоишь меня, я не могу доделать домашнее задание!

Затем Толик хватает цветные карандаши, которыми рисует сестра, и начинает ломать их один за другим. Сестричка напугана и плачет.

Пояснение: Толик ищет «громоотвод», который находит у своей младшей сестры. Поскольку он очень хорошо знает, что она, маленькая и слабая, не будет сопротивляться, он пользуется возможностью и вымещает на ней свой гнев. Его злоба утихает только тогда, когда он заставляет свою младшую сестру плакать. Такое поведение недопустимо, и его родители должны действовать немедленно. Проблема не в истерике, а в реакции мальчика. Если бы он сломал свои карандаши, это было бы неприятно, но все же приемлемо.

Вот что должны сделать родители Толика:

  • забрать оставшиеся цветные карандаши у мальчика,
  • коснуться руки Толика и осторожно держать его,
  • установить зрительный контакт и обращаться к сыну по имени, пока он не отреагирует.
  • сделать четкие объявления: Толя, отдай мне карандаши и перестань кричать!
  • отправить Толика в его комнату, успокоить его плачущую сестру.
  • обсудить происшествие вечером и вместе подумать, что мальчик может сделать по-другому в следующий приступ гнева.

Некоторые дети даже затаивают дыхание

Это особенно тяжело для родителей, чьи дети впадают в крайности в припадке гнева. Это может зайти так далеко, что ребенок будет задерживать дыхание, пока не потеряет сознание. В такой ситуации родителям нелегко отреагировать, потому что они, по понятным причинам, очень обеспокоены. Тогда они оказываются в безвыходном положении. Если они устранят причину гнева и разрешат что-то ранее запрещенное, ребенок быстро найдет способ всегда добиваться выполнения своих желаний в будущем достаточно начать истерику. Родители могут предположить, что в будущем их ребенок будет всегда задерживать дыхание, чтобы отстаивать свои интересы. Поэтому даже тут важна последовательность. Но придётся следить и за состоянием ребёнка, готовясь немедленно его успокоить, если эта вспышка гнева начнёт вредить его здоровью.

Проконсультироваться с педиатром

Дети, которые реагируют таким экстремальным поведением, не редкость. Педиатры знают проблему и могут описать родителям их верную реакцию. Они проверяют, не угрожает ли поведение ребенка самому себе. Если это не так, родители должны несколько раз пережить реакцию своего ребенка, чтобы их не шантажировали. В большинстве случаев дети быстро понимают, что истерики, вызванные самостоятельно, ни к чему не приведут.

Оцените статью
Информационный портал о воспитании, развитии и здоровье детей