Если мать говорит нет, то тема больше не обсуждается, почему детям нужны границы, примеры строгих ограничений

Можно ли вообще запрещать ребёнку какие-то вещи? Когда стоит его ограничивать? Какие запреты должны быть строгими? С вопросом о границах в воспитании ребёнка сталкиваются многие родители.

Границы – это хорошо

Не следует пренебрегать указанием детям четких границ. Такие ограничения – это полезное средство ориентации для всей семьи. Пересечение границ должно быть наказано, чтобы подчеркнуть важность таким образом. При этом нужно не кричать и ругаться, а обратить внимание на правильное отношение к проступку.

Последовательность очень важна, то есть одно и то же поведение ребенка должно сопровождаться такой же реакцией родителя или другого значимого взрослого. Цель состоит в том, чтобы ребенок взял на себя ответственность за свои действия (свои ошибки). Воспитание работает лучше всего, когда, помимо установления ограничений, к нему прилагаются забота, время и любовь в достаточном (большом) количестве.

Какие существуют ограничения

Предел понимается как определенная точка, в которой что-либо больше не может продолжаться. Эту конечную точку нельзя превышать. Тот, кто этого правила не придерживается, должен ожидать последствий (результатов, санкций).

Очень важно, чтобы дети узнали о границах. Важна определенная настойчивость в соблюдении лимита. Это также означает, что пересечение границы наказуемо, потому что в противном случае запреты были бы только на словах. Санкции за нарушение родительских правил подчеркивают их важность и еще раз проясняют серьезность вопроса. Однако санкции не означают психологического или физического насилия!

Как это ввести в практику? Заранее объявляется, как далеко может зайти ребенок, где установлен предел, где заканчивается свобода:

  • пределы должны устанавливаться очень четко и предсказуемо;
  • значимые правила должны быть сформулированы недвусмысленно.

Бесполезно ставить какие-то условия, если определенные ожидания семьи остаются невысказанными. Если соглашение не соблюдается, ребенок должен чувствовать, что он сделал что-то запрещенное. Цель состоит в том, чтобы научить маленького человека понимать, что каждый должен брать на себя ответственность за ошибки и должен исправить это.

Примеры строгих ограничений

Конечно, в каждой семье существуют свои правила. И только родители могут определить, что строго запрещено, а что обсуждаемо. Но жёсткие границы могут быть, например, такими:

  • ребенок должен быть дома к 17.30;
  • телевизор можно включать только по выходным;
  • никому не разрешается использовать гаджеты за едой;
  • малышу не разрешается покидать двор.

Если мать говорит: «Нет», это означает ограничение (поэтому желание ребенка не выполняется, тема не обсуждается!).

Почему так важны границы

Необходимы ли ограничения или нет – в наши дни это уже не спорный вопрос для профессионалов. Никто больше не говорит, что только полная свобода гарантирует оптимальное развитие. Между крайностями: методы дисциплины и порядка прапрадедов, с одной стороны, и антиавторитарные идеалы нескольких поколений 20-го века, с другой, сегодня считается наиболее подходящим компромиссом. Научные исследования показывают, что золотая середина между властью и невмешательством.

Исследователи детской психологии сейчас считают, что самые уверенные в себе, наиболее счастливые, предприимчивые и независимые дети развиваются в воспитании, которое включает как четкие границы, так и особенный контакт с близкими, подразумевающий человеческое тепло. В семейной атмосфере, характеризующейся большой открытостью, теплотой и любовью, детям намного легче следовать установленным ограничениям.

Поскольку мир полон волнений и секретов для детей и кажется (и действительно является) неуправляемым, необходимы границы и указатели, чтобы найти свой путь. Корректные правила и ограничения дают детям возможность осмысленно ориентироваться.

Если родители ограждают ребенка от всех реалий, он неизбежно столкнется со стенами и ударится головой, чего можно было избежать. У самой жизни есть ограничения. Так что нереально показать ребенку, что все возможно. Даже если бы родители, бабушки и дедушки всегда делали всё так, как хочет ребенок, неизбежно, что в какой-то момент появится предел.

Вот примеры:

  1. Воспитательница детского сада посвящает себя всем детям, а не только одному и только этому, поскольку она считает это педагогически правильным (не выполняет каждое желание конкретного ребенка).
  2. Любой, кто думает, что дорога принадлежит пешеходам/ велосипедистам, скоро будет убежден в обратном.
  3. Каждый учащийся знает, что часто он не получает ту оценку, которую хочет.
  4. Трудно устроиться на работу в определенную компанию/учреждение.

Даже в таком можно рассмотреть подтверждение правила: люди не всегда рождены там, где хотели бы жить, и одарены так, как мечтали бы (рост, здоровье, интеллект, дары, таланты и т.д.). Эти несколько примеров уже показывают, что границы это часть жизни, и их нельзя отрицать.

Существуют разные типы границ

Многим интуитивно понятно: с одной стороны, другие люди и учреждения устанавливают границы (педагог, учитель, партнер, школа, компания, власть и т.д.), с другой стороны, среда, если государство вводит определенные законы, можно только подчиняться им. Если в аэропорту забастовка, все должны смириться с задержкой или отменой рейсов. Если сорвалась забронированная поездка, можно только переориентироваться.

Здесь не следует пренебрегать ограничениями, установленными собственной личностью: не все играют на гитаре, как Карлос Сантана, не все пишут стихи, как Александр Сергеевич Пушкин. И смириться с человеческой природой: здоровье порой оставляет желать лучшего. Без девяти часов сна человек не продуктивен. Несмотря на интенсивную практику, за пределы спортивных успехов тоже не выйти.

Родители должны готовить детей к реальной жизни

Итак, если в окружающей среде есть достаточно ограничений, почему родители должны говорить детям дома, что их нет? Это показывает, что баловство не приносит пользы. Поэтому кажется более подходящим приучать детей к ограничениям на ранней стадии. Тогда им будет легче ладить с людьми и миром. В противном случае они бы изумлялись, жаловались и боролись бы против любой границы.

Принцип такой: дома можно было все. Почему вдруг теперь нельзя? Этого не может быть! Это будет неудобно для выросших детей и людей, которые с ними общаются. Стоит показать детям другой путь. Не может быть безграничной и неограниченной свободы – это все чаще признается.

Дети также должны знать о границах против их воли. В конце концов, они еще не в состоянии взглянуть на все это с точки зрения более высокого уровня.

Пример: ребенок не хочет ложиться спать допоздна. Он не думает о том, что на следующее утро не выспится, не захочет вставать, что ему будет тяжело идти в садик или школу. Или: малыш стремится исследовать мир. Он не знает, насколько опасна электрическая розетка или включенный утюг. Или: молодой человек хочет произвести впечатление своим быстрым мопедом. Он даже не осознает последствий, а ведь из-за его неосторожности может произойти авария.

Чем старше и умнее ребенок, тем лучше он понимает смысл и цель правил, приказов, запретов и ограничений. Он замечает, что совместная жизнь протекает лучше и приносит больше удовольствия, если все придерживаются определенных правил и ограничений.

Пример: он понимает, что все должны хорошо отдыхать, если хотят быть в форме и продуктивным на следующий день. Ребенок осознает, что огонь может быстро стать опасным, и поэтому необходимо проявлять большую осторожность. Может увидеть смысл социальных правил: выслушать родителей, принимать во внимание сказанное, согласовывать действия, искать компромисс.

Ещё раз – в чём роль родителей

Именно родители должны показать детям мир четких границ. Пересечение их должно быть наказано заранее оговорённым образом. Важно обратить внимание на правильное отношение к проступку. Последовательно повторять, пока ребёнок не поймёт и не возьмёт на себя ответственность за свои действия. И несмотря на всю эту строгость, любить своих детей, видеть в каждом из них формирующуюся личность. Чем больше родители дают детям любви и внимания, тем проще им будет жить в мире, который, хорошо это или плохо, полон ограничений.

Оцените статью
Информационный портал о воспитании, развитии и здоровье детей