Тема сегодняшнего материала: воспитание ребенка в условиях крайностей, которые негативно сказываются на его жизни, проявление вседозволенности, а также советы, как избежать синдрома «золотого ребенка». Особенно тема актуальна, если родители души не чают в своем чаде, и не осознают граней между правилами, свободой и «ему можно все».
Для начала стоит задать вопрос самому себе:
«Что именно мы закладываем в ребенка в тот момент, когда исполняем все его прихоти? Делаем ли мы его счастливым или калечим будущее?»
Необходимо понимать, для чего существуют определенные границы, и что будет, если не указывать ребенку на их соблюдение.
Между двумя крайностями
Люди, родившиеся в СССР, получили определенную закалку, оставившую эмоциональное клише, которое отразилось на их детях. Родители считали, что раз они росли в строгости, то и их дети должны быть воспитаны также, при этом, зачастую, обыкновенные истины прививались при помощи отцовского ремня. А что касалось ласковых слов и поощрений, то такие слабости по мнению родителей, лишь балуют ребенка и проявления нежностей сводили к минимуму.
Поколение же новых родителей, боясь повторить ошибки бабушек и дедушек, на всю катушку ударились в другую крайность. Теперь детей балуют и позволяют все что им угодно, ссылаясь на то, что ребенок не будет расти в суровом детстве, в котором росли мы. И вновь результат по воспитанию идеального ребенка достигнут не был.
Мнение специалистов
Современные психологи, изучающие модели воспитания детей считают, что оба варианта заведомо обречены на провал. Каждый ребенок – это личность, и применение стандартных моделей воспитания невозможно по причине того, что ребенок уникальная индивидуальность. Ребенка нужно чувствовать. Наблюдать за поведением, его реакцией на ту или иную ситуацию и гибко подстраиваться в зависимости от того нужно ли пригрозить или наоборот, поддержать.
И уж точно можно сказать, что воспитание в духе вседозволенности еще опасней авторитаризма, так как результат не только непредсказуем, но и совершенно не контролируем.
К чему приводит вседозволенность
Ошибка многих родителей, что они смешивают любовь и вседозволенность. Особенно, если ребенок долгожданный, то из него зачастую делают кумира. Маленькому диктатору подчиняются, даже если ребенок переворачивает все верх дном. Родители же с умилением смотрят на свое чадо, вздыхают и продолжают выполнять роль обслуживающего персонала. Не понимая, что чадо вырастит и ему будет очень сложно влиться в общество, зная, что все вокруг живут своей жизнью и не собираются вставать по стойке смирно как только капризуля топнет ножкой. Вот лишь несколько типичных ошибок в воспитании ребенка, в фундаменте которого заложен девиз «Можно все».
Эгоцентризм
Задатки диктатора развиваются с ранних лет. Ребенок знает, что ему дозволенно все, и он при любом удобном случае не обращает внимания на родительское «нельзя». Малыш умело манипулирует родителями, не стесняясь это делать ни дома, ни в обществе на улице. Именно эти малыши устраивают истерики с требованиями в супермаркетах, падая на пол, перекатываясь и визжа во все горло. Мало того, эгоцентричные дети зачастую лупят бабушек и дедушек лопаткой, зная, что им за это ничего не будет. Но самое умилительно то, что родители, позволяющие подобное поведение оправдываются тем, что не хотят воровать у ребенка счастливое детство. На исполнение желаний ребенка уходит масса изматывающих усилий, а ребенку все мало и со временем его аппетиты только растут.
Непоследовательность
А именно отсутствие адекватной реакции на то или иное детское поведение. Не реагируя на истерику, родители лишают ребенка определенного жизненного опыта, благодаря которому мы и понимаем с ранних лет, что такое можно, а что нельзя. В итоге, попав во взрослую жизнь, избалованному человеку будет очень сложно выстроить нормальные отношения в обществе.
Обязательно нужно показывать ребенку, что в семье приняты определенные правила, нарушение которых повлечет наказание.
Услужливость
Родители настолько боятся потерять расположение и любовь ребенка, что буквально готовы купить его чувства. Особенно часто такое наблюдается в семьях с поздним ребенком. Малыш мгновенно улавливает, что вся власть в его пухленьких ручках, и он с удовольствием пользуется истерикой, чтобы получить желаемое. Но самое страшное, что манипулятивное поведение ребенка не проходит и после того, как он повзрослеет. Меняется только цена игрушек, а требования и способы воздействия остаются прежними. Дождутся ли родители благодарности от взрослого «золотого ребенка»? Вопрос неоднозначный и ответ скорее нет, чем да.
Психологи рекомендуют исключить торговые отношения с ребенком, так как он не понимает границ запросов, которые будут только расти. При этом авторитет родителей в глазах избалованного чада, только снижается.
Меняем вседозволенность на свободу выбора
Грань между послабленным воспитанием и вседозволенностью практически незаметна, но оказывает совершенно другой эффект. Как отличить? Воспитание подразумевает формирование в сознании детей ответственности, при этом, не отменяя права выбора.
Создайте такие условия для ребенка, чтобы он чувствовал связь между поступками и следствием. К примеру, поедание немытых овощей. Вы должны объяснить, что если он не помоет яблоко, то у ребенка может быть расстройство желудка. Если же ребенок уже знает об этом правиле, и намеренно не моет его, то вся ответственность за последствия лежит на нем. Может показаться немного жестоким такой подход, но зато доходит быстрей. С большой вероятностью, ребенок не станет рисковать и помоет яблоко.
Следующий механизм воздействия – это четкая иерархия. Ребенок должен понимать, что он важный член семьи, как и родители, и в круг его обязанностей входит выполнение определенных бытовых задач. Это, конечно же, уважение к старшим, несложная помощь по дому и элементарное самообслуживание.
Семейный кодекс, пункты которого соблюдают все, является важным аспектом в воспитании ребенка. Именно кодекс и является тем самым сдерживающим фактором, не позволяющим ребенку «включать» режим диктатора. Поверьте, озвучивая правила, установленные в доме, вы не посягаете на права маленького любимца, а наоборот, упрощаете ему жизнь, ведь он будет подготовлен к переходу во взрослую фазу. Стоит дать слабину и ребенок обязательно ею воспользуется, а вернуть утраченные позиции всегда сложней, чем изначально удерживать их в установленном положении.
Итак:
- Не торгуйтесь с ребенком. В противном случае вы проиграете, ведь ребенок будет использовать подобные отношения для манипулирования вами. Поощряйте, но не платите изначально и уж точно не покупайте игрушку или сладости в обмен на обещание успокоится.
- С этого момента перестаньте жертвовать собой. Приучайте детей заботиться о себе самостоятельно. Уделяйте время себе, и ребенок научится уважать вас, а не использовать. Вместо того чтобы снять с него обязанности, лучше выполните их вдвоем, продемонстрировав взаимовыручку.
- Сдерживайте свое обожание. Ребенок не должен ощущать себя центром вселенной. Это губительно не только для него, но и для родителей.
Учите детей состраданию, заботе, участию, человечности. Приучайте, что в отношениях с близкими людьми, нужно не только брать, но и давать. У ребенка, равноценно обменивающегося добрыми делами, эмоциями, формируется личность с правильными ориентирами, благодаря которым он сможет избавиться от проявлений эгоизма и стать надежной опорой родителям и обществу в целом.