Как из нормальных деток вырастают ябеды-калябеды

Всем известно произведение Максима Горького «Мои университеты», в котором дедушка главного героя наказывал кнутом доносчика. Такая ситуация требует тщательного подхода в понимании: ребенок хочет поделиться своими мыслями или он ябеда?

Говорю, что вижу

Двухлетний малыш начинает говорить предложениями. Так как словарный запас еще невелик, его изложения выглядят очень прямолинейно. Он не вполне понимает значение многих слов. Это очень умиляет взрослых. Малыш говорит то, что видит. Именно в это время формируется характер человека как личности. Будет он правдолюбцем или хитрецом. А может даже ябедой?

В возрасте двух лет проявляется детская непосредственность. Дело лишь в том, что ребенок отражает все так, как видит сам, а родители понимают это с высоты своего опыта.

Скорее всего, родителям много раз придется услышать из уст своего чада комментарии о своем поведении. А если ребенок в семье один, то о своих друзьях из садика или двора. Впервые малыш сталкивается с непростой ситуацией. Разногласие действительности и детского восприятия мира его удивляет.

Хорошим примером этого противоречия является детская сказка «Красная Шапочка». Девочка, увидев в доме бабушки совсем не бабушку, начинает выяснять детали увиденного: «а почему большие уши, а почему большие глаза?» И так далее…

  • Во взрослой жизни люди забывают, что вели себя так же, как девочка из сказки. Однако, на психологических тренингах специалист поясняет, что означает такое поведение людей и как проявляют себя взрослые люди, желающие разобраться в неизвестных вещах.
  • У детей раннего возраста очень велика потребность в общении со сверстниками и взрослыми. Они радостно рассказывают о себе и о других. О том, что они видели, что испытали. Пока это происходит в форме вопрос-ответ. Так как они способны воспринимать лишь внешнюю информацию. При этом себя со стороны они еще не способны видеть. Большую часть информации они получают от старших братьев или сестер. А если ребенок в семье растет один, то от своих друзей-знакомых со двора или садика.
  • Часто малыши копируют поведение и манеры общения взрослых. Забавно, что если малыш часто общается с бабушкой, то он будет повторять ее поступки и разговор. На вопрос: «Как здоровье?», малыш с уверенностью ответит подобно бабушке: «Болят ноги и голова…» В итоге, ребенок не врет, а лишь взял за основу и передает те слова, которые слышал от взрослого.

Чтобы понять смысл детского лепета и оценить, что им хотел сказать малыш, нужно научиться отличать обычные рассказы от доносов. Это непростая задача должна решаться родителями ежедневно.

Артист больших и малых театров

Бывает, что ребенок хочет привлечь к себе внимание, и это его единственная и важная цель. В таком случае надо обязательно выслушать малыша, показать свою заинтересованность. Не надо быть равнодушным к его рассказам и просьбам. В противном случае он затаит обиду. А в будущем станет все больше и больше ябедничать. Предложите ему вернуться к разговору, например, через полчаса. И он убедится в ценности вашего общения. Поясните ему, что вы очень желаете с ним поговорить, просто сейчас не время. Надо немного подождать. Так ребенку не будет одиноко.

Что такое хорошо и что такое плохо

В три года приходит осмысление этих слов. Наравне с ними, малыш осознает: «хорошими делами прославиться нельзя». Так детки начинают рассказывать о плохих поступках других детей. И даже понимают, что на деле и в разговоре можно применить хитрость. Вот теперь задача родителей распознать простую беседу от «ноток доноса».

Важный момент. Нельзя игнорировать данный этап. Детям нужно давать понять, что взрослые искренне заинтересованы обсудить с ними любые вопросы и сомнения. Иначе в дальнейшем малыш станет все больше ябедой или перестанет делиться с вами своими мыслями, может замкнуться. Такое допускать крайне нежелательно.

Только правда

В возрасте пяти лет ребенок начинает разбираться в поведении других людей. Он знакомится с такими сложными понятиями, как несправедливость и страдания. Даже может появиться зависть, если у друга игрушка лучше. Или если он увидел, что младшей сестренке уделяют времени больше, чем ему.

В таких ситуациях ребенок пытается привлечь к себе внимание тем, что поведает вам о сестре, которая, не выучив уроки, смотрит телевизор. Или расскажет о брате, который ушел играть во двор, не помыв посуду. Так ребенок уверен, что он восстанавливает справедливость. В этой ситуации надо сказать малышу, что ничего страшного в этом нет. Можно даже присесть рядом и посмотреть телевизор с сестрой. При этом сестре все-же, сделайте замечание, (но не в присутствии младшего). Иначе, можно спровоцировать войну за любовь родителей. А между братьями и сестрами, конкуренцию. Дети всегда должны чувствовать равноправие.

Бывает так, что ребенок воспитывается один в семье. В этом случае он может делать доносы маме на бабушку или наоборот. Дети чувствуют напряжение в отношениях взрослых и часто «подливают масла в огонь». Важно сразу пресечь такие попытки ябедничать на взрослых. И попытаться убедить ребенка, что взрослый поступил таким образом потому, что так считает правильным. В этом нет ничего плохого. Тогда ребенок сможет задуматься, что в мире существует много разных мнений, большинство из которых могут быть правильными. И это тоже нормально.

Девочки чаще мальчиков становятся такими правдолюбами. Желание ябедничать у них появляется на месте скрытой агрессии. Так же это может свидетельствовать о нереализованном лидерстве (когда ее приучают молчать и оставаться в тени) следуя устаревшим канонам воспитания.

У мальчиков все по-другому. Оказавшись непонятыми, они решают разногласия на кулаках, без тени боязни. Это проще для них. Добиться справедливости можно самим и гораздо быстрее, чем бежать с ябедой.

Девочек же учат тому, что драться не красиво. Вот они и вынуждены выходить их ситуации с помощью взрослых. Иногда не без хитрости!

Данную проблему желательно устранить в детстве. Иначе детки становятся патологическими правдолюбцами. Таким будет трудно найти общий язык с другими и ладить с окружающими.

Выход такой. Постараться в рамках возраста привить разумное умение оценивать поступки других. Тогда впоследствии люди научится жить в гармонии с собой и окружающими людьми.

Оцените статью
Информационный портал о воспитании, развитии и здоровье детей