Как вырастить самостоятельного ребёнка

Мой сын сам не способен и пять минут просидеть. Я всё время должна быть рядом, поэтому ничего не успеваю.

А моя дочь в свои девять не в состоянии обед погреть. Я вроде показывала, но нажать на кнопку микроволновки целая проблема. Я в её возрасте уже могла сварить суп на всю семью.

Сын уже подросток, но звонит мне на работу, чтобы спросить, где его носки!

Распространенная проблема дети не умеют или не хотят быть самостоятельными. Для родителей это усугубляется ещё тем, что когда-то они сами в своём детстве были вполне независимы. Могли дойти домой из школы и приготовить обед. Почему же их собственные дети настолько не приспособлены к жизни?

Как достигается независимость

Обучение самостоятельности – это процесс, который начинается с рождения ребенка. На каждом этапе развития необходимо найти новый баланс между заботой о ребенке и его руководством, а также высвобождением его независимости.

Способность действовать независимо может развиться только в том случае, если ребенок будет выпущен в свободное пространство, в котором он может принимать собственные решения, основанные на правилах и нормах. С постоянным расширением этой свободы молодые люди также зависят от поддержки семьи и педагогов.

Речь идет о правильном балансе между защитой и заботой родителей и постоянным стремлением детей к независимости. Многие не осознают, что это определяет весь процесс развития с рождения. «Отпустить детей» это не разовое мероприятие, а работа, состоящая из множества отдельных, а иногда и очень болезненных шагов.

Зачем отделяться от детей

Это предполагает, что родители отпускают своих детей, чтобы они могли оказаться во все более сложных отношениях с другими людьми и тем самым способствуют их личному развитию. С другой стороны, это одобрение не следует давать слишком рано, чтобы дети не попали в обстоятельства, от которых могут пострадать. Их нельзя оставлять наедине со своими проблемами и заботами во враждебной среде.

Где правильный баланс между чрезмерным слиянием и нормальной сепарацией?

Отношения между родителями и детьми являются основой независимого образования. Вот пример. Мать рассказывает о своей 5-летней дочери:

Ей разрешено играть где угодно в доме, но нельзя выходить на улицу и ездить на велосипеде, хотя дорога там безопасна. На детскую площадку возле дома тоже нельзя ходить одной.

Мать боится, что с дочерью что-то может случиться, потому что ребенок не осознает никакой опасности. Это лишает девочку идеальных возможностей для игр и развлечений в непосредственной близости от дома. Но при таком страхе матери она не сможет с удовольствием гулять, даже если ей разрешат. Именно настрой родителей влияет на то, согласится ли ребёнок в чём-то быть самостоятельнее.

Проблемные ситуации с сепарацией в детстве поступление в детский сад и начальную школу. Вопрос в том, как родители готовят своих детей к этим трудным переходным ситуациям. Здесь нужен анализ:

  • Как вы заранее говорите о незнакомых для детей сферах жизни?
  • Признаете ли вы страхи и потребности детей в первые несколько дней разлуки?
  • В каком внутреннем состоянии вы забираете детей или оставляете их в учреждении?

От этого зависит процесс адаптации.

А как быть с подростками?

Самая трудная фаза это, безусловно, период полового созревания, во время которого молодые люди действуют наперекор родителям. Это необходимо, потому что им нужно перестроить свою личность и обрести собственную идентичность.

В некоторых семьях к молодым людям все еще относятся как к детям. Например, растут две дочери 6 и 12 лет. Для родителей воспитание означает не что иное, как максимально возможный контроль над всей деятельностью их детей. Прежде всего, отец старается определять и контролировать каждую минуту распорядка дня обеих дочек.

Когда он возвращается с работы и старшая девочка заканчивает учебу, он дает ей дополнительные задания. У дочери развилась сильная тяга к чтению, чтобы избежать постоянного контроля родителей. И она каждую свободную минуту сбегала в фантастический мир своих книг. Только так она обретала независимость.

Иногда родители демонстрируют очень противоречивое поведение. В некоторых областях они все еще очень сильно привязывают своих растущих детей к себе, а в других слишком рано предоставляют им относительно высокую степень свободы. Например, при использовании средств массовой информации. Важно понимать – обслужить себя ребёнок может довольно рано, а к возможностям интернета он может быть не готов.

Родители также должны уметь переносить тот факт, что подростки с возрастом идут своим путем. А проблема отделения может определять отношения между родителями и детьми в подростковом возрасте, вплоть до момента, когда взрослые дети создают собственную семью.

В целом можно сказать: чем менее успешным является отпускание на ранних этапах развития, чем меньше на подростков постепенно возлагается личная ответственность, тем более жестокой, болезненной и конфликтной может стать сепарация в более поздние годы. Побег из дома часто кажется единственным выходом.

Важность обучения самостоятельной занятости

Освобождение детей от лишней опеки должно происходить небольшими шагами на протяжении всего развития в детстве и юности. Важно обратить внимание на следующее:

  1. Родители не могут полностью сформировать ребенка в соответствии со своими идеями и желаниями. Прежде всего, это процессы роста, которые происходят в организме по внутренним законам, которые вряд ли можно изменить. С другой стороны, у родителей много возможностей контролировать конфронтацию ребенка с его физическим и социальным окружением. Однако в конечном итоге ребенок сам должен привести все эти влияния и силы в контекст и обработать их. Он должен что-то сделать для себя. Часто ребенок развивается как бы против воспитания; сила и способности высвобождаются, и он строит свою собственную личность.
  2. Цель любого воспитания дать детям возможность действовать независимо, как взрослые, и вести субъективно удовлетворительную жизнь, полезную для общества. Только маленькие шаги давать свободу в соответствии с возрастом помогут вырастить самостоятельного человека.
  3. Многие родители сегодня развивают чрезмерно сильные эмоциональные связи со своими детьми. В современном обществе с его семейной изоляцией становится все труднее общаться между поколениями. В то же время личное жилое пространство семьи является убежищем для всех и оказывает очень сильное эмоциональное воздействие. Это может привести к слишком прочным взаимным связям. Так и появляются дети, которые в 30 лет предпочитают жить с мамой.
  4. Для родителей-одиночек дети могут иметь особое значение как партнеры или союзники, что может привести к чрезмерно прочным связям и эмоциональному перенапряжению для подростков. В этих условиях родителям сложно отпускать своих детей.
  5. Неправильно понятые теории или доктрины воспитания могут вызвать угрызения совести у родителей, потому что необходимое отпускание детей неправильно понимается как пренебрежение к ним.
  6. Однако иногда эгоизм родителей, их неспособность или нежелание отказаться от собственных желаний, потребностей и определенных жизненных целей в пользу детей может привести к тому, что их отпускают слишком рано или внезапно.

Требования к успешному обучению самостоятельности

Основное требование это прежде всего эмоциональная связь и устойчивые личные отношения между родителями и детьми. В основе этого лежит глубокое взаимное доверие, которое может развиваться и укрепляться только в позитивной атмосфере ответственной семейной жизни.

В первые годы жизни дети должны сформировать базовое доверие через любовь и заботу своих родителей, которые дают им чувство защищенности и уверенности в том, что взрослые всегда рядом с ними и защищают их. Это условие, при котором три могут расслабиться и обратиться к незнакомцам и незнакомым ситуациям.

Родители должны быть уверены в способностях своих детей. От этого их самооценка и самоуверенность будут расти. Этот взаимный усилится, если родители будут детей поддерживать, укреплять, поощрять и поддерживать даже в критических ситуациях, когда они терпят поражение.

Важно, чтобы родители с самого начала уважали своих детей как независимых людей, признавали, что они должны найти свой собственный путь и идти по нему.  Именно это уважение позволяет родителям отпускать своих детей на ранней стадии и надлежащим образом.

Почему важно разговаривать и открыто решать конфликты

Базовым условием взаимного расслабления является живое, упорядоченное и безопасное сосуществование в семье. Это основано на чуткой открытости всех людей друг другу. Разговор между собой никогда не должен заканчиваться. Возникающие конфликты необходимо разрешать открыто и на основе взаимного уважения. Если семейная система передает таким образом безопасность, эмоциональную привязанность и защищенность, тогда легче отпустить друг друга.

Конечно, есть пограничные случаи, когда все это не проходит. Если родители не смогли развить себя в стабильную независимую личность или не смогли установить удовлетворительные социальные отношения с другими людьми, они будут цепляться за детей.

Ясно одно: как и в случае со всеми проблемами воспитания детей, не существует волшебной таблетки для решения проблемы самостоятельности. Предпосылки и общие условия в каждой семье разные, и поэтому каждая семья должна искать и находить свой собственный путь к независимости детей.

Родители должны стараться расти вместе со своими детьми, становиться более зрелыми и независимыми от них. Это работает только в том случае, если они не пренебрегают своими интересами и социальными отношениями, даже если на воспитание уходит много времени и сил.

Оцените статью
Информационный портал о воспитании, развитии и здоровье детей