Часто родителям проще самим собрать малыша в садик или сделать за него домашнюю работу. Некоторые взрослые, наоборот, стараются развивать в детях самостоятельность. Как найти золотую середину, чтобы ребенок вырос самостоятельным, но при этом знал, что родители всегда будут рядом и помогут в сложных ситуациях?
Что такое помощь?
Психологи акцентируют внимание на том, что родительская помощь должна быть содействием, то есть, взрослые не должны все делать за детей. Работа должна быть совместной. Помощь не предполагает полностью решать все вопросы, скорее, это совокупность действий, которые совершаются совместно родителями и детьми.
В психологии есть такое понятие, как «зона ближайшего развития». Чтобы наглядно представить, что это такое, изобразите на листе бумаги маленький круг – это будут действия и умения, которые малыш в состоянии выполнить самостоятельно, без посторонней помощи. Маленький круг находится в большой окружности. Большой круг – это то, что малыш еще не может сделать сам. Между большим и маленьким кругом пространство, которое психологи называют «зоной ближайшего развития», то есть то, что маленький человек не может совершить без помощи взрослых. Если активно развивать эту зону, ребенок будет быстрее учиться, приобретать необходимые навыки и новые умения.
Ежедневно маленький открыватель сталкивается с чем-то новым и непонятным. Безусловно, научить малыша считать до десяти вполне реально, а вот решать сложные уравнения – нет. Но научить кроху завязывать шнурки сможет каждый родитель. Сначала малыш учится застегивать липучки, а уже потом, с помощью родителей, осваивает завязывание шнурков. При этом взрослые должны не только показать простые движения рук, с помощью которых завязываются шнурки.
Они должны хвалить и подбадривать малыша, хотя, казалось бы, что здесь сложного? Но это нам, взрослым, кажется, что завязывание шнурков – элементарный навык, а детям сложно научиться чему-то новому. Когда малыш научится завязывать шнурки, навык переходит в активный круг. Если же родители будут все делать за ребенка, умение останется в зоне ближайшего развития.
Распространенные ошибки взрослых
Рассмотрим часты ошибки взрослых.
«Домашнее задание я делаю за детей»
Особенно в начальных классах родители стараются домашнее задание сделать сами. Мама или папа приходят поздно вечером с работы, у них нет желания объяснять сыну/дочери правила письма и счета, ведь нужно успеть приготовить ужин, заняться домашними делами, в конце концов, отдохнуть. Когда ребенок переписывает готовую домашнюю работу, мама сидит рядом и тщательно наблюдает, чтобы школьник аккуратно выводил буквы и цифры. Перед ребенком ставят неправильную задачу: он должен выполнить задания, чтобы родители остались довольны. Не нужно придумывать себе оправдание, что домашнее задание ребенок выполняет сам, а вы лишь контролируете процесс. Нет, школьник пишет или читает под вашу диктовку. Ребенок не проявляет самостоятельности, не усваивает материал, учеба не приносит никаких результатов.
«Очень хочется иногда взять тетрадки дочки и выполнить домашнее задание самой. Гораздо проще сделать так, чем несколько часов вечером потратить на совместное разбирательство школьного материала. Но, вместе с тем, я понимаю, что дочь не научится грамотно писать, решать примеры, делать собственные выводы. Я же не буду всю жизнь рядом, придется самой учиться, работать, принимать решения. Нам, родителям, нужно переступить через свои эгоистические соображения и дать возможность детям самостоятельно учиться. Если что-то непонятно, конечно, я объясняю, но сидеть над дочкой все время не буду».
«Я вмешиваюсь во все конфликты детей»
Как часто можно наблюдать такую картину. В песочнице малыши не поделили игрушки, и вот уже разъяренная мама ребенка, который плачет, бежит защищать свое чадо. Она не будет разбираться, кто виноват в конфликте, а сразу начнет обвинять остальных детей, которые обидели сыночка или доченьку. Также родители вмешиваются в конфликты между школьниками, игнорируя советы психологов давать возможность детям самостоятельно решить вопросы. Детей лишают важного опыта межличностных отношений, который так важен для дальнейшей жизни. Кроме того, активные родители ставят детей в неловкое положение, когда вмешиваются в их проблемы.
Евгения, мама 4-летнего Дмитрия:
«На нашей площадке часто гуляет мама с мальчиком-ровесником Димы. Мальчик часто плачет, если другие дети не дают ему игрушки или отказываются принимать в игры. Мама тут же начинает выяснять отношения, хотя остальные родители редко вмешиваются в детские разборки. Как-то Дима строил башню со своим другом, тот мальчик подошел, разрушил башню, начал отбирать лопатки и машинки мальчишек. Сразу же подбежала мама, стала кричать на Диму, схватила его за руку. Пришлось мне вмешаться, объяснить маме, что дети должны решать свои вопросы сами. Тем более, нельзя ругать чужого ребенка или применять физическую силу. Я считаю, малышам нужно давать больше свободы, не стоит сразу же решать проблемы за них. Как мой сын научится выходить из конфликтных ситуаций, если я все буду делать за него?».
«Я лучше знаю, чем должен заниматься мой ребенок»
Многие родители еще до появления сына/дочери решают, в какие кружки и секции ребенок будет ходить, какие языки изучать, на какие предметы лучше делать упор в школе. Часто мамы и папы пытаются реализовать собственные несбывшиеся мечты, например, отдают сына в футбольную секцию, потому что отец когда-то мечтал стать футболистом. Родители должны считаться с мнением детей, поддерживать любые их желания, но ни в коем случае не навязывать свои идеи.
Мария, 28 лет:
«Когда мама была беременная мной, она мечтала, что я буду виртуозно играть на скрипке. Сама она бросила занятия скрипкой, о чем потом сильно жалела. И вот с детства у меня были репетиторы, меня возили в музыкальную школу. При этом в нашей семье не было особого достатка, но мама тратила последние деньги на частные уроки. Я хотела играть в Барби с подружками, мечтала о красивых платьях, в конце концов, хотела читать книги и смотреть мультики, как обычные дети моего возраста. В подростковом возрасте я категорически отказалась продолжать ненавистные занятия музыкой. Мы поругались с мамой, и сейчас у нас тоже натянутые отношения. Она считает, что пожертвовала многим, чтобы сделать из меня великого музыканта. Но спросить, хочу ли я быть музыкантом, она забыла».
Негативные последствия ненужной помощи
Если не развивать в детях самостоятельность и все делать за них, это может привести к серьезным последствиям в будущем. Во что могут вылиться «медвежьи услуги» со стороны родителей:
- инфантилизм;
- безответственность;
- неумение находить выходы из конфликтных ситуаций;
- отсутствие социальных навыков;
- проблемы с учебой и восприятием новой информации.
Родители должны помогать детям, но делать это нужно аккуратно. Учитесь совместно решать вопросы, выходить из конфликтов, будьте рядом, но не предлагайте ребенку готовое решение. Ваша задача – содействовать, а не тормозить развитие детей.