Маленький человек еще недавно ходил в детский сад, а все проблемы решала мама. Но вот ребенок отправляется в школу, где его ждет много нового и интересного: уроки, новые друзья и, конечно же, первый учитель. Для ученика младших классов педагог – самый важный человек после родителей. Учитель может повлиять на развитие самооценки ребенка. Если педагог хвалит ученика, тот искренне радуется и старается учиться еще лучше. И наоборот, замечания и плохие отметки расстраивают ученика, он искренне считает себя плохим, ни к чему не способным. Если у ученика и педагога регулярно происходят конфликты, проблему нельзя игнорировать, ведь от этого зависит дальнейшая учеба и развитие ребенка.
Почему могут возникнуть конфликты
В первую очередь, причину нужно искать во взрослых: педагоге или родителях. Учитель может забыть о педагогических принципах, игнорировать поведение ребенка, не искать причины, почему он так себя ведет. Родители также могут быть причиной возникновения конфликтов, когда игнорируют детей, не видят, что им нужна помощь и поддержка.
Из-за чего могут возникнуть конфликты:
- Ребенок растет в атмосфере доверия, креативного мышления и творчества. Он привык говорить то, что думает, и поступать так, как считает нужным. В классе ему тяжело долго сидеть за партой, он регулярно спорит с учителем, пытается отстоять собственную точку зрения. Педагог замечает лишь неуважение со стороны ученика, не пытаясь при этом разобраться в причинах его непослушания.
- Дети, как правило, плохим поведением привлекают к себе внимание. Ребенок хочет завоевать любовь и уважение педагога, но как это сделать, он пока не понимает.
- Некоторые учителя требуют от учеников, чтобы те делали аккуратные записи в дневниках, писали в тетрадях, согласно установленным правилам. Ученики младших классов редко выполняют требования учителя, если это касается аккуратности в тетрадях и дневниках.
- Ребенку может быть скучно на уроке. Возможно, педагог неинтересно преподносит информацию, или ученик уже знает, о чем рассказывают на уроке.
Когда начинать бить тревогу
Если в школе происходит конфликт с педагогом, это может негативно отразиться на психике ребенка. Независимо от возраста, мальчик или девочка остро воспринимают недопонимание со стороны учителя. Результатом психологического напряжения может стать нежелание учиться, апатия, затяжная депрессия. Вот почему так важно вовремя заметить проблему и постараться решить ее в кратчайшие сроки.
Илья, папа 8-летнего Кирилла:
«Мы с женой стали замечать, что сын приходил со школы грустный, необщительный. Раньше с удовольствием рассказывал, как прошел школьный день, а тут закрывался в своей комнате и не хотел с нами разговаривать. Потом узнали, что у Кирилла возникли проблемы с учительницей. Она сделала ему замечание, Кирилл ответил, как говорит учительница, в грубой форме. Хотя, одноклассники, которые стали свидетелями конфликта, утверждают, что грубости со стороны не было. Учительница у Кирилла молодая, полная амбиций, очень ранимая. Видимо, не понравилось, что ученик не промолчал, а ответил. В итоге, собрались вместе с педагогом, психологом, поговорили, выяснили причину, решили, как будем выходить из положения. Сейчас Кирилл ходит в школу с охотой, конфликтов больше не возникало. Но доверительных отношений с учительницей тоже нет».
Что в поведении ребенка должно насторожить родителей:
- Поведение сына или дочери резко меняется. Например, дочка была ласковой, милой девочкой, но вдруг она стала грубить, агрессивно себя вести. Или сын всегда был общительным, но внезапно замкнулся в себе.
- Ребенок боится резких звуков, вздрагивает от телефонного звонка, втягивает голову в плечи, когда к нему обращаются взрослые.
- Сын или дочь не хотят ходить в школу, прогуливают, пытаются доказать родителям, что учеба им не нужна.
- Когда родители спрашивают, как дела в школе, ребенок замыкается в себе или отвечает в агрессивной форме.
- В дневнике появляются многочисленные записи о плохом поведении, плохие отметки.
Марина, мама 7-летней Арины:
«Дочка у нас очень любознательная, всегда тянется к новым знаниям, впитывает любую интересную информацию, как губка. Но вдруг она стала замкнутой, начала грубо разговаривать с нами. В школу собиралась с трудом, оттягивала момент, когда нужно выходить из дома. Мы с мужем не стали игнорировать поведение дочки, а когда разобрались, оказалось, учительница позволяла себе критические замечания в ее адрес. Не давала возможности высказаться, кричала, когда Арина пыталась отстоять свою точку зрения. После работы с психологом и откровенным разговором с учительницей было принято решение перевести Арину в другую школу. Сейчас дочка ходит на уроки с удовольствием, и учеба ей дается с легкостью».
Интересно: 12 фраз учителей, которые слышал каждый ученик
Как решить проблему
Родители должны не только найти выход из конфликтной ситуации, но также научить сына или дочь правилам поведения в социуме. Ребенок должен уметь цивилизованно решать спорные вопросы, ведь в его жизни они возникнут не один раз: в школе, университете, на работе.
Что должны предпринять родители?
- Откровенно поговорите с сыном или дочерью. Дайте понять, что вы в курсе происходящих событий: «Я знаю, что у вас конфликт с Ольгой Петровной». Затем дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции, высказать собственное видение на проблему. Не перебивайте с критикой: «Как ты можешь так говорить, учитель тебя намного старше!», «Ты не прав, так нельзя поступать». Если ребенку сложно объяснить, что он чувствует, помогите: «Я понимаю, тебе обидно», «Безусловно, ситуация кажется тебе несправедливой». Ребенок должен понять, что родители не собираются его ругать, а становятся на его сторону. Ученику важно осознать, что мама с папой понимают и принимают его точку зрения. Не стоит при ребенке ругать педагога, критиковать его действия и слова, сомневаться в компетентности учителя.
- Обсудите ситуацию. Родители не должны высказывать собственное мнение, давать субъективную оценку. Вместе нужно проанализировать проблему, рассмотреть ее с разных сторон. Спросите у ребенка: «Как ты думаешь, когда Светлана Ивановна начала показывать свое негативное отношение к тебе?». Выслушайте сына или дочь, а затем совместно разработайте план дальнейших действий.
- Пообщайтесь с учителем. Отправляйтесь в школу только после того, как поговорите с сыном/дочерью. Если ребенок не хочет, чтобы одноклассники знали о вашем визите, приходите в школу после уроков. Постарайтесь сохранить нейтралитет в разговоре с педагогом. Не стоит с порога обвинять, оскорблять и требовать объяснений. Учитель в спокойной обстановке выскажет свою точку зрения, после чего нужно искать приемлемое для обеих сторон решение вопроса.
- Устройте разговор для учителя и ребенка. После того, как сын или дочь выплеснули эмоции и успокоились, можно поприсутствовать при разговоре ребенка с педагогом. Без оскорблений и негативных эмоций постарайтесь вместе найти выход из ситуации.
- Обращайтесь к администрации школы. Этот шаг необходим в том случае, когда действия учителя по отношению к вашему ребенку очевидно несправедливы. Возможно, понадобится работа с психологом. Крайняя мера – это смена класса или даже школы. Оставаться в классе, где учитель предвзято относится к ребенку, нельзя. Если будете уговаривать потерпеть (ведь до конца учебного года осталось пару месяцев), можно спровоцировать у сына/дочери стойкое отвращение к учебе. Также у ребенка может развиться невроз, обострятся хронические заболевания. Иногда нужно действовать решительно, чтобы избежать серьезных проблем в дальнейшем.
Учеба в школе должна вызывать у ребенка позитивные эмоции. Если в классе регулярно происходят конфликты, а с педагогом не налажен контакт, нужно сразу же принимать меры. Иначе ученик будет находиться в постоянном стрессе и потеряет интерес к учебе.