Нужно ли родителям делать уроки с ребенком

Наверняка многие родители, чьи дети только пошли в школу, задаются вопросом, нужно ли помогать с выполнением домашнего задания, как именно это делать и как долго это будет продолжаться. 

Одни предпочитают изначально выработать у ребенка самостоятельность, поэтому возлагают на него всю ответственность за выполнение заданий. Другие, наоборот, готовы сидеть до ночи, пока не сделают вместе с ребенком все, что задали на дом. Однако здесь очень важна именно «золотая середина» – ребенку безусловно нужно помогать, но ни в коем случае не делать за него домашнее задание. 

Уроки с ребенком: нужно ли, советы родителям.

Рекомендации психологов

К примеру, вы хотите, чтобы вам ребенок научился плавать и считаете, если бросить его в воду на глубину, он обязательно сам поплывет. Ведь у него сработает инстинкт самосохранения. Возможно, вы будете правы, и это действительно случится. Однако, не стоит исключать высокую вероятность развития страха воды или другой фобии. Ну а если он не поплывет, вы конечно же не дадите ему утонуть. Но в дальнейшем обучение по плаванию станет более сложным из-за боязни воды. 

Точно также происходит и с домашним заданием, если вы оставите ребенка наедине с навалившейся ответственностью, то скорее всего получите человека с нежеланием учиться или обиженного на безразличие родителей. 

Есть более успешный способ обучения плаванью: дать ребенку спасательный круг и показать, как правильно нужно держаться на воде. Спасательный круг – это своеобразная подстраховка, которую родители используют во время обучения. Родители подстраховывают ребенка – делают за него уроки, надеясь, что, глядя на них он научится сам. Однако такой прием далеко не из лучших – такие дети вырастают инфантильными, и всю жизнь надеются на помощь и поддержку других людей. 

Есть второй самый эффективный способ, хотя считается трудоемким. Вы можете быть рядом с ребенком для подстраховки – поддерживать его на воде, чтобы он чувствовал опору, при этом пытался работать самостоятельно. В данном случае важно уловить настроение ребенка, вовремя подбодрить и придать уверенности в себе. Безусловно, это потребует от вас полного погружения в обучение, однако именно так должны родители взаимодействовать со своим чадом во время выполнения домашнего задания. 

Интересно: Как помочь ребенку научиться делать уроки – без скандалов и споров

Вы находитесь рядом, принимаете участие в учебном процессе, постепенно увеличиваете его нагрузку, при этом сокращаете свою помощь. 

По сути, ваше присутствие должно быть на протяжении всего учебного процесса, но ответственность за оценки, запись домашнего задания в дневнике должна возлагаться на ребенка. 

Какая помощь необходима в зависимости от класса 

Из года в год родительская помощь в выполнении домашних заданий будет постепенно уменьшаться, и в результате, вся ответственность за выполнение будет возложена на ребенка: 

  1. В первом классе, когда ребенок только привыкает к школе и вливается в учебный процесс, задача родителей научить его двум вещам – собираться в школу и организовывать свое рабочее место. Покажите ему, какие вещи и предметы должны быть на рабочем столе, без каких можно обойтись.Как правило, большинство школьников начальных классов ежедневно носят в портфеле все учебники. Причина в том, что родители не помогают им собирать портфель. Также есть детки, у которых постоянно чего-то не хватает на уроках, к примеру, ручки, карандашей, линейки и т. д. Запомните, в 1 классе нужно собирать портфель вместе с ребенком!
  2. Продолжаете следить за порядком на рабочем столе во время выполнения домашнего задания. Ребенок уже сам должен собирать портфель, но вы не забываете его проверять. Домашние задания нужно выполнять следующим образом: сначала письменные, затем устные. Перед выполнением уточните, какую тему сегодня проходили в классе. Возможно, эта информация поможет вам при выполнении заданий. Однако сам процесс нужно переложить на ребенка. Если он систематически делает много ошибок, стоит завести черновик. Также не забывайте про устные предметы, не поленитесь послушать, как он читает или пересказывает.
  3. В третьем классе родители могут немного расслабиться – дать возможность ребенку самому организовывать свое рабочее место и выполнять домашнее задание. Ваша задача – оказать ему помощь в том случае, если он не до конца понял задание. Кроме того, вам нужно выяснить причину, почему он не понимает. Возможно, он не внимательно слушал учителя на уроке или пропустил тему из-за болезни. Попытайтесь устранить эту проблему и объясните ему, что впредь нужно быть на уроках внимательнее. Ну а если что-то непонятно, пусть не стесняться задавать учителю вопросы.Также не стоит забывать об устных заданиях и об их проверке. К этому времени ребенок уже умеет находить главную мысль, пересказать прочитанное и высказать свое мнение.
  4. К концу 4-го класса школьник должен понимать, что безответственное отношение к выполнению домашнего задания и как результат, получение плохих оценок, полностью находятся под его ответственностью. Если же он продолжает получать плохие отметки, можно применить наказание в виде лишения каких-то благ. В случае, если такой подход не дал никакого результата, стоит поговорить с учителем, выслушать его мнение по поводу проблем с успеваемостью. По сути, вам стоит быть на одной стороне с учителем, ведь вы хотите добиться одной цели – сделать ребенка успешным, чтобы в дальнейшем он мог себя найти и по максимум реализовать свои возможности.  
Оцените статью
Информационный портал о воспитании, развитии и здоровье детей