Основные педагогические принципы семейного воспитания

Какую бы важную роль в жизни каждого ребенка не играло общество, сверстники и школа, важнейшим социальным институтом, в котором проходит его основное воспитание всегда была, есть и будет его семья. Именно поэтому родителям так важно знать фундаментальные принципы, на которых оно базируется.

Только придерживаясь всех педагогических принципов можно растить счастливых детей

Какой принцип из перечисленных является основополагающим в свободном воспитании? Безусловно, каждая семья отличается индивидуальным стилем взаимодействия со своим ребенком. Но, для достижения оптимальных результатов, нужно помнить о следующих.

Принцип безусловной любви

Ни для кого не секрет, что родительская любовь – это первое, в чем нуждается любой ребенок. Но получает ли он ее в своей семье? Конечно же, задуматься над этим добровольно сможет не каждый родитель. Однако, наблюдения показывают, что далеко не все дети чувствуют себя безусловно любимыми даже в благополучных семьях.

Что же такое безусловная любовь и чем она отличается от других видов родительской любви? На самом деле, фундаментальной чертой безусловной любви является однозначное и безоговорочное принятие родителями ребенка, стремление ценить и уважать его таким, каков он есть на самом деле. Эта любовь не продиктована высокими достижениями ребенка и не зависит от каких-либо других факторов.

Безусловная любовь родителей к ребенку главный педагогический принцип

Несмотря на то, что принцип безусловной любви может показаться многим родителям банальным и откровенно наивным, именно он является базисом, который либо обеспечит воспитанию надежную и прочную основу, либо сведет на нет все дальнейшие усилия.

Безусловная любовь – это чувство, которое невозможно ничем заменить или компенсировать.

Принцип диалога

Любой родитель, стремящийся к тому, чтобы ребенок мог слушать и слышать его слова, должен усвоить простую, но вместе с тем – важную истину. Любой ребенок, даже самый маленький – это не бессловесный объект воспитательного воздействия, а самостоятельный человек со своими потребностями, интересами, мнением и правом выбора. Именно поэтому общение с ребенком может осуществляться только в форме диалога.

Взаимодействуя таким образом, родитель сможет лучше понимать своего ребенка и пользоваться его доверием. А доверие само по себе уже является залогом прочных отношений и искренности, которую так непросто заслужить.

Принцип равного диалога между взрослыми и детьми

Цель конструктивного общения – это не только обмен информацией. Для того, чтобы строить эффективный диалог с ребенком важно:

  1. Проявлять чуткость. Понимать, в каком состоянии находится ребенок и какие чувства он испытывает прямо сейчас
  2. Предпочитать «Я-высказывания» «Ты-высказываниям» (то есть, строить диалог с предложений и фраз, начинающихся с местоимений «Я», «Мне», «Мое» и т.д.).
  3. Акцентировать внимание на положительных чертах характера ребенка, его хороших поступках, значимых для него достижениях. Делать основные ставки на то, что родителей устраивает в их ребенке.
  4. Оценивать поступок, а не личность самого ребенка.
  5. Развивать навыки самоконтроля и регуляции собственного эмоционального состояния
  6.  Даже осуждая ребенка, необходимо давать ему стимул для дальнейшего личностного роста.
  7. Избегать «дежурных» вопросов и «дежурных» ответов на них.

Принцип доверия

Какую роль в отношениях и в воспитании играет доверие? Прежде всего, доверие формирует в сознании ребенка ощущение защищенности, а родителям гарантирует наличие «обратной связи» в отношениях и осознание своей важной роли в жизни ребенка. Но, для того, чтобы доверие присутствовало в отношениях в полной мере, необходимо помнить о немаловажных условиях:

Принцип доверия к ребенку вызывает ответную реакцию
  1. Родителям стоит избегать излишне резкой критики поступков и суждений ребенка. Страх быть осмеянным, непонятым или отвергнутым чаще всего заставляет ребенка «замыкаться», держа все свои переживания в себе.
  2. Для того, чтобы ребенок не боялся своих чувств и учился уважать чужие, с ним нужно открыто говорить о своем эмоциональном состоянии и давать ему возможность говорить о собственном.
  3. Даже если по той или иной причине родителям непонятны увлечения ребенка, необходимо давать ему возможность говорить об этом. Этими разговорами можно достичь сразу нескольких целей: во-первых, понять, что именно любит и ценит ребенок, во-вторых, в ненавязчивой форме предложить ему иную точку зрения на вопрос. И главное – дать понять ребенку, что он не одинок и в его жизни всегда найдутся люди, готовые принять и поддержать его, что бы ни случилось. Это – его родители.
  4. Важно быть активным слушателем и поощрять ребенка рассказывать о себе, своем окружении, интересах, потребностях, желаниях и чувствах. Ребенок должен чувствовать, что родителю действительно небезразличен он и все, что с ним происходит.

Пользуясь доверием ребенка, родители приобретают возможность играть значимую роль в его жизни, а при необходимости – вовремя распознать тревожные сигналы и обезопасить ребенка от возможных бед, которые могут ему угрожать.

Принцип личного примера

Какими бы правильными не были теоретические представления родителя о воспитании, нужно всегда помнить о том, что ребенок будет делать не то, что ему говорят, а повторять то, что видит со стороны своего ближайшего окружения. Именно поэтому те, кто заинтересован в грамотном воспитании детей, должен в первую очередь, интересоваться личным развитием и самовоспитанием. Объяснить этот феномен предельно просто: даже демонстрируя негативные формы поведения, родители всегда будут для ребенка образцами для подражания, примерами, у которых он будет перенимать поступки, привычки и многое другое.

Принцип личного примера дети во всем копируют родителей

И, кроме этого, раз и навсегда отказаться от политики «двойных стандартов»: ребенку будет крайне трудно запретить то, что родитель может с легкостью позволить себе самому.

Принцип последовательности

Для того, чтобы ребенок учился уважать принятые в семье правила и рос дисциплинированным, родителям очень важно быть последовательным в своих требованиях. Недопустимо устанавливать правила на ходу и менять их слишком часто. Это лишит ребенка чувства защищенности и не позволит ему понять, как же следует себя вести для того, чтобы избежать наказания. Однако вместе с тем правила не должны быть излишне жесткие: их желательно менять по мере того. как ребенок взрослеет, а его потребности и мироощущение меняются.

Не менее важно также и то, чтобы оба родителя придерживались одних и тех же правил в воспитании и их усилия были направлены на достижение одних и тех же целей. В противном случае ребенок очень рано научиться даже в мелочах искать личную выгоду и благодаря этому ловко манипулировать родителями.

Любые меры воспитательного воздействия, начиная от самых простых, должны быть согласованы обоими родителями. Но в то же время каждый родитель может вести себя со своим ребенком по-своему, но не выходя за рамки принятой нормы.

Принцип эмоциональной ответственности

Вне всякого сомнения, родители являются обычными людьми, которым также как всем нам присущи эмоции, в том числе негативные. И они имеют полное право сердиться, обижаться на ребенка, быть недовольными его поведением или поступками. Однако высказывая ребёнку свое недовольство, нужно как никогда строго следить за своими словами и эмоциональными реакциями в целом. Если задача родительского воспитание – сформировать в ребенке здоровую личность, им нужно обязательно взять под контроль гнев, раздражение и обиды. Недопустимы проявления грубых форм агрессии (сквернословие, рукоприкладство).

Рукоприкладство в семье недопустимо

Какой бы сложной не казалась ситуация, ее всегда можно решить просто поговорив с ребенком и объяснить ему все не прибегая к агрессии.

Принцип самостоятельности и независимости

Рассматривая основные педагогические принципы родительского воспитания, нельзя обойти вниманием вопрос, связанный с тем, какую меру самостоятельности можно доверять ребенку. От рождения до трех лет дети крайне болезненно воспринимают любую, даже самую кратковременную разлуку со своей мамой. Но, уже к трем годам он начинает постепенно обретать независимость от нее, проявляя все более выраженный интерес к окружающему миру. Начинает формироваться его собственное «Я», ощущение собственной целостности. Это очень важные и значимые для ребёнка процессы, которые ни в коем случае не стоит путать с непослушанием и негативизмом.

Поощрение ребенка обязательное условие воспитания

Для того, чтобы ребенок имел возможность расти самостоятельным, необходимо уже с 2-3 лет поощрять в нем эти качества, плавно переходя от внешней регуляции к внутренней саморегуляции поведения (например, давая ему несложные задания, поручения, либо приобщая к любой творческой деятельности).

В дальнейшем ребенок может позволить себе иметь в свободном доступе и материальные ресурсы, которыми он сможет учиться рационально распоряжаться. А также учиться ставить перед собой цель и добиваться ее допустимыми средствами.

Принцип демократичного воспитания

Современный ребенок имеет возможность пользоваться многими закрепленные за ним правами: например, правом на предоставление защиты, правом на собственные мечты и цели, право на свободу выбора и свободу совести.

Принципы самостоятельности и независимости

Учет прав ребенка является основой любого взаимодействия с ним. И научить ребенка знать свои права – это немаловажная цель семейного воспитания. Однако мудрые родители никогда не забывают о том, что разъясняя ребенку его права, необходимо затрагивать также ответственность, которую они возлагают на него. В частности, ребенок должен четко понимать, что делая выбор в пользу того или иного решения, он также будет неизбежно нести ответственность и за возможные последствия. Это позволит ребенку в дальнейшем самостоятельно устанавливать границы своей свободы, осознавая, какой груз ответственности он способен возложить на себя.

Принцип внимания к потребностям ребенка

Каким бы независимым и самостоятельным не казался ребенок, следует помнить о том, что его благополучие – во всех отношениях – задача, прежде всего, его родителей. Именно поэтому так важно помочь ребенку иметь то, чем он не может обеспечить себя сам. Этот принцип касается и материального обеспечения, и моральной поддержки, и эмоциональной наполненности жизни. Однако не стоит путать необходимую заботу с чрезмерным потаканием любой прихоти ребенка.

Потакание прихотям это неправильный принцип

Заключение

В той или иной степени, педагогические способности присущи каждому родителю. Достаточно лишь повнимательнее прислушиваться к себе и доверять своему опыту и интуиции.

Результаты воспитания зависят от принципов, которых придерживаются родители

В дальнейшем, придерживаясь четких стратегий и учитывая цель и основные принципы семейного воспитания, можно рассчитывать на то, что любые, даже самые несокрушимые на первый взгляд барьеры между ребенком и родителем, неизбежно падут. И он начнет видеть в близких не скучных и вечно недовольных моралистов, а мудрых наставников, готовых в любой момент прийти на помощь, помочь советом, вселить веру в себя.

Оцените статью
Информационный портал о воспитании, развитии и здоровье детей