Многих педагогов и родителей интересует, как получается, что дети, растущие в районе Тибета, очень отличаются от европейских и американских детей. Они очень самостоятельные, хорошо разбираются в жизни, легко обучаются, уважительно относятся к старшим. Стали изучать тибетскую систему воспитания и нашли в ней много отличий от общепринятых педагогических канонов.
В чем-то эта система имеет сходство с японской, но есть и свои тонкости. Вся жизнь ребенка до взросления разделена на 4 этапы и каждый имеет точно определенные подходы в поведении родителей и воспитателей. Именно придерживание правил и дает такой поразительный результат.
Первый период
До пятилетнего возраста ребенок — «царь». Поэтому и отношение к нему соответствующее. Детям ничего не запрещают, только отвлекают. Если малыш занят чем-то опасным, необходимо жестами и мимикой выразить страх и ужас, подкрепив это испуганным возгласом. Ребенок очень хорошо воспринимает жестикуляцию. В этот период формируются основные функции:
- интерес;
- тяга ко всему новому;
- активность.
Но детям еще не под силу логическое, рациональное мышление. Допустим, малыш разбил дорогую статуэтку. Ему неведомо, что для покупки новой статуэтки необходимо много трудится, заработать деньги, пойти в магазин. Когда детей наказывают за такие действия, они воспринимают это с позиции силы. Все, чего добиваются родители — не бить предметы роскоши, а подчиняться силе.
Второй период
Длится до 10 лет. В этот отрезок времени с детьми следует обращаться «как с рабами». Необходимо давать задания и следить за их выполнением. Допускаются наказания за непослушание, но только не телесные.
В этот период происходит интеллектуальное развитие.
Детям необходимо научиться понимать реакцию окружающих на свои действия, стараться вызывать только позитивное отношение, и по возможности избегать отрицательных проявлений. Родителям не стоит бояться в этот период загружать детей работой и новыми познаниями.
Третий период
Возраст до 15 лет. Отрочество — один из самых сложных этапов развития ребенка. В это время, с детьми следует общаться как с равными. Не стоит подменять и путать формулировки. Не на равных, но именно «как с равными». Хотя бы в силу возраста, большего опыта и багажа знаний. С ребенком необходимо советоваться и поощрять задатки самостоятельности. Когда необходимо навязать свою волю, делать это аккуратно, не портя добрых взаимоотношений. Если какие-то поступки детей вызывают неодобрение, надо указать на негативные последствия таких действий, избегая прямого запрета. В период отрочества формируется независимое мышление и самостоятельность.
Четвертый этап
Подростки в возрасте до 15 лет. В этот период воспитывать детей уже поздно. Поэтому остается только наблюдать за трудами своего воспитания. К ребенку в таком возрасте следует относиться уважительно.
Если родители не соблюдают вышеперечисленные правила, наступают неблагоприятные последствия.
- Когда взрослые подавляют ребенка до пятилетнего возраста, нарушается жизненная активность и развитие интеллекта. Дети привыкают к грубой силе и впоследствии могут стать легкой жертвой для всякого рода хулиганов.
- Сюсюканье до десяти лет, развивает в ребенке инфантильность и неспособность к работе.
- Излишняя опека после 10 лет, приведет к неуверенности в собственных силах. Таким образом, дети могут попасть под влияние более самостоятельных сверстников, а это, в большинстве случаев, нехорошо.
- Если родители не будут выказывать должного уважения к подросткам, они могут этого не простить и при малейшей возможности навсегда уйти.