Не секрет, что видение мира ребенка отличается от той картины, которая за долгие годы сформировалась в сознании взрослого человека. И зачастую то, что обыденно для родителей, детям может показаться удивительным, необычным, а то и пугающим. И родители начинают замечать, что еще вчера веселый и жизнерадостный ребенок начинает вести себя совсем иначе. Где спрятаны корни детских страхов?
Почему ребенок боится одиночества, закрытых помещений, темноты? И, самое главное – что делать в такой ситуации и как помочь ребенку справиться со своими фобиями?
Откуда берутся страхи?
Психологи утверждают, что первые проявления страха темноты отмечаются у детей в возрасте от трех до пяти лет. К тому времени они уже обладают довольно весомым жизненным опытом, но ограниченные представления о происходящем вокруг также зачастую становятся благоприятной почвой для роста тревожности, беспокойства, страхов. Этот процесс будет длится недолго, но если ребенок боится темноты в 6 лет и когда становится старше – это серьезный повод обратить на проблему внимание.
Несмотря на то, что страхи – это весьма типичное явление, проходящее с возрастом, они зачастую осложняют жизнь ребенка.
И в силах родителей сделать все зависящее от них, чтобы как можно скорее справиться с ними, вернув ему радость беззаботной и счастливой жизни. Ни в коем случае нельзя пускать этот процесс на самотёк: не проработанные вовремя, страхи могут надолго закрепиться, ухудшая настроение, аппетит ребенка и его общее состояние. Ни в коем случае нельзя стыдить ребенка, либо смеяться над его страхами – это способно на много лет разрушить доверие родителю – делать это нельзя категорически. Напротив: нужно убедить его в том, что если ребенок боится темноты – в этом нет ничего постыдного. Так что же лучше делать?
Способы коррекции детских страхов
Обратившись к природе страха темноты, необходимо отметить, что чаще всего ребенок боится вовсе не ее, а то, что может прятаться во мраке. Другими словами – страх темноты есть не что иное, как боязнь неопределенности.
Для того, чтобы справиться с этим барьером, страх нужно конкретизировать, придав ему форму. Как это сделать?
Родитель может ненавязчиво спросить ребенка о том, что или кто может находиться в темной комнате, жить в темноте и т.д. Затем, ребенок должен нарисовать полученный образ, или вылепить его из пластилина. Теперь страх – это не абстрактное нечто, а вполне реальный, конкретный, физически существующий объект, который находится полностью во власти ребенка. Далее он может распорядиться со страхом по своему усмотрению – например, сделать его менее угрожающим, прилепив или пририсовав ему смешные или нелепые детали.
Этот психологический прием позволит ребенку почувствовать две вещи: во-первых, свою власть над страхом, во-вторых, посмотреть на него другими глазами и убедиться в том, что на самом деле, он не таит для него особой угрозы.
Хорошим методом работы с детскими страхами также является сказкотерапия – простая, но хорошо зарекомендовавшая себя методика, провести которую легко в домашних условиях. Для этого, также как в предыдущем случае, ребенок рисует, лепит, либо каким-то другим образом изображает объект своего страха. Затем, ему нужно будет придумать сказку, где одним из главных героев будет тот, кого он боится. По мере развития сюжета со страхом должны произойти изменения и если в начале вашей повести он выступал в качестве отрицательного персонажа, в конце он должен встать на сторону добра, тем самым показав ребенку, что не представляет для него угрозы. И бояться его не стоит.
Можно также перенести на главного героя сказки чувства, которые испытывает в реальной жизни сам ребенок. Это даст ему возможность оценить ситуацию со стороны и быстрее справиться с ней. Для этого ребенку предлагается сочинить сказку, главный герой которой также как он будет бояться темноты. Помимо всего прочего, этот способ хорош тем, что он позволяет родителя раскрыть новые грани страха ребенка.
Расспрашивая его о главном герое – например, причинах его страхов, родитель будет ненавязчиво поощрять ребенка говорить о себе самом то, что в обыденной жизни он рассказать не решился бы.
Довольно часто в психологической литературе можно встретить совет дать ребенку возможность уничтожить свой страх – например, разорвать или сжечь лист бумаги с изображением чудовища, смять вылепленную фигурку. Делать этого не стоит. Страх – это естественная человеческая эмоция, также как и другие, играющая важную роль в его жизни. Ребенку надо ненавязчиво объяснить роль страха в его жизни, дать понять, что именно ему мы обязаны своим чувством самосохранения, осторожностью и т.д. Однако он обязательно должен научиться управлять своим страхом – ведь именно лишенный контроля, он может осложнять детскую жизнь, лишая ее комфорта, чувства безопасности и т.д.
Хороший терапевтический эффект также произведет «превращение» ребенка в объект своего страха. Для этого ему можно предложить закричать как монстр, которого он боится, или попытаться скопировать некоторые его повадки. Таким образом можно ненавязчиво убедить ребенка в том, что если он сам обладает немалой силой, ему не стоит никого бояться.
Немаловажную роль в процессе психотерапии страхов играют также игры.
Часто ребенок, имеющий какие-либо страхи, теряет уверенность в себе, привыкая к ярлыкам «трус», «бояка» и т.д. Эта же особенность часто мешает ребенку признаваться в своих страхах даже самым близким. Исправить этот недостаток можно при помощи игр, где ребенку можно присвоить статус смельчака, защитника детей (младшего брата, сестры, игрушек и т.д.).
Если страх темноты связан с плохим сном
Довольно часто бывает так, что страх ребенка перед темнотой связан с трудностями, которые он испытывает перед засыпанием. В таких случаях полезно следующее:
- Если ребенок испытывает трудности перед засыпанием и это является причиной развития у него страхов, полезно приучить его к некоторым ритуалам, которые будут сопровождать его отход ко сну. Это могут быть уборка игрушек и укладывание их спать, просмотр детских телепередач, совместное чтение детских сказок, Это успокоит ребенка, позволив ему чувствовать себя более защищенным.
- Нежелательны также обильные приемы пищи перед отходом ко сну, а также слишком активные и бурные игры. Время, проводимое ребенком перед экраном телевизора или монитором компьютера перед сном также нужно строго ограничивать.
- По мере того, как ребенок взрослеет, часы, отведенные на дневной сон, необходимо постепенно сокращать. И если для детей 2-3 лет он обязателен, в более старшем возрасте нормы можно пересмотреть.
Как предотвратить возникновение детских страхов?
Любую проблему проще предотвратить, чем после – иметь дело с не самыми приятными последствиями. Именно поэтому родителям стоит уделить немало внимания и времени созданию психологически благоприятной среды для роста и развития ребенка. Что может сделать для этого каждый взрослый?
- Ответственно относиться к фильмам и телепередачам, просматриваемым ребенком. И чем меньше лет ребенку, тем тоньше граница между реальностью и вымыслом, существующая в сознании ребенка. И, увидев на экране сцены насилия и жестокости, он может испытать стресс, сопоставимый с тем, что испытал бы взрослый человек при реальной угрозе его жизни.
- Залог формирования здоровой, устойчивой к страхам психики – психологически благоприятная обстановка в семье. Для того, чтобы ребенок рос спокойным и уверенным в себе, необходимо максимально оградить его от переживаний стресса, участия в конфликтах. И, напротив, открыть ему доступ к положительным эмоциям, научить ежедневно радоваться простым вещам, делать ставку только на положительные качества ребенка и его заслуги.
Ребенок и в 3 года и в 9 лет нуждается в заботе и внимании со стороны родителей. И первое, чем можно помочь тем, кто боится темноты – искренняя любовь и неподдельное неравнодушие.