«Терпимость» не то же самое, что «толерантность»: почему теперь это важно различать уже с детства?

Дети умеют так поставить вопрос, что даже самые умные взрослые затрудняются ответить – а почему, а как? А почему так, а не так? Детские «почемучки» заводили и будут заводить в тупик родителей, и, все же, на них нужно отвечать. Желательно так, чтобы ребенок правильно все понял, А ведь иногда вопросы бывают фундаментальными, вроде «почему люди отличаются?» или «почему эта девочка не похожа на меня?». Нужно уметь объяснить ребенку, к примеру, понятие «толерантности» и при этом не путать его с «терпимостью». В современном мире это нужно для того, чтобы не попасть в двусмысленную ситуацию, а то можно схлопотать большие неприятности.

В чем разница

«Терпимость» не является синонимом «толерантности», это важно понимать. Конечно, наш великий русский язык с тончайшими оттенками смысла слов может запутать и заставить выбрать неподходящее по смыслу понятие, но существуют важные и серьезные темы, где правильные термины решают все. Одно неверно подобранное слово может лишить вас уважения в чужих глазах. А когда-нибудь, возможно, и в глазах собственных детей.

Могут быть ситуации, в которых вы – учитель, которому предстоит провести классной час на тему «толерантности» или затронуть на родительском собрании это понятие. Если вы учитель или родитель пытающийся объяснить ребенку правила игры под названием «мир» вам нужно быть предельно осторожным, потому что дезинформация может повлиять на ребенка, а в случае, например, с родительским собранием, на вас.

И то, что мы вообще разговариваем об этом, ведем беседы с нашими детьми и объясняем, что это такое – это огромный шаг вперед в развитии. Умение признавать отличия людей и принимать всех вокруг, такими, какими они есть – часть спокойной и счастливой жизни в будущем, где будет гораздо меньше негатива. Но иногда кто-то может использовать слово «терпимость», как синоним к вышеуказанному термину. Чаще всего, люди думают, что это просто одно и то же слово, только русифицированное. Использование этого «синонима» полностью противоречит оригинальному смыслу понятия.

Нельзя учить детей терпимости, потому что людей, живущих по разным законам, верящих в разные вещи, и имеющих другой цвет кожи – нужно не терпеть, а уважать. «Нужно проявлять терпимость» звучит ужасно негативно, как будто терпят через силу, что в корне противоречит сути толерантности – уважать различия.

Часто причиной для объяснений таких терминов становятся праздники – что-то вроде знакомства с другими культурами, начало дружбы народов. Иногда в школах устраивают такие праздники, где представители разных культур и национальностей исполняют свои народные танцы или поют песни. И никто из детей не хочет «перетерпеть, пока те выступают». Такие постановки вызывают только желание пуститься в пляс, спеть или просто любоваться – но не терпеть через силу. И когда дети искренне интересуются, мол «А откуда ты?» или «А как называется ваш народный танец?» это вызывает гордость за детей. Потому что они не терпят – они показывают уважение, даже не понимая всех тонкостей терминологии этики. Они просто испытывают самые светлые эмоции, видя разных людей – и это правильно.

Часто дети могут удивить своим пониманием происходящего и непосредственным подходом к вопросу. Они могут посмотреть на тебя с недоумением, мол, «А какая разница, какая у нее кожа? Я играть с ней хочу, а не на кожу пялиться!».

И это то, ради чего стоит вообще общаться с детьми – все так просто и понятно, гораздо лучше, чем когда мы, взрослые, придумываем себе тысячи ограничений.

В нашем мире, где есть столько чудесного и разного, где столько интересных людей, оттенков кожи, предпочтений и выборов, не нужно учить ребенка «терпеть». Наша, как воспитателей, учителей или родителей, цель – научить детей уважать друг друга, жить вместе и понимать чужие потребности, несмотря на минимальные или огромные отличия.

Потому что на самом деле отличия не играют никакой роли – поверьте, никакой вообще!

Важно оставаться людьми в любом случае – несмотря на кожу, вероисповедание, личные предпочтения. Важно не терпеть, а понимать – только так можно построить диалог со всеми в мире, даже если вас разделяет языковой барьер. Этому мы должны обучать наших детей: не нужно терпеть, нужно уважать.

Оцените статью
Информационный портал о воспитании, развитии и здоровье детей