Как узнать, что у ребенка «в голове»

Зрители, просмотревшие мультфильм «Головоломка» (трейлер внизу статьи), обратили внимание на то, что работа субличностей ребенка обеспечивает ему комфортную, счастливую жизнь. Они в сюжете фильма конфликтуют между собой, борясь за власть над контролем чувств малыша. Страх, берущий верх над ними, заставляет съеживаться в ожидании какого-то несчастья или наказания.

Когда безраздельно господствует Гнев, ребенок бранится и негодует. Все эти маленькие «я» крохи — это приобретаемый им жизненный опыт.

Мультфильм поразительно четко указывает на принцип работы наших эмоций. В психотерапии существуют целые разделы и направления, которые используют эти механизмы.

Субличности — это маленькие роли человека, которые он сам исполняет в течение своей жизни. Иногда человек играет роль, как бы исподволь, не желая этого, вопреки своему поведению и мышлению.

У детей эмоции часто преобладают над разумом и рассуждениями. Даже удовлетворение их желаний родителями, может вызвать у них вспышку недовольства или гнева.

Сколько таких и подобных примеров видел каждый из нас, наблюдающий за развитием своего ребенка. Необъяснимое поведение детей мы часто списываем на капризы, трудности переходного возраста или несносный характер.

Попробуйте ребенку, играющему в сетевую игру, отключить интернет, не предупредив его об этом. Вы получите в ответ вспышку не только недовольства, но даже агрессии. А как объяснить поведение отличницы, которая до утра «зависает» в ночном клубе с друзьями? Все это указывает, что нашим сознанием управляет не какая-то одна личность, а множество персонажей.

Только поняв действие своих собственных «маленьких личностей», вы сможете правильно разобраться в воспитании детей.

Не характерное для типа субличности поведение демонстрируют не только дети, но и взрослые. Кто не испытывал угрызения совести за то, что срывал свое плохое настроение или усталость на ребенке и домочадцах.

Наблюдая вспышки злобы или агрессии со стороны обычно спокойных людей, говорят: «Он был не в себе». Таким будничным выводом люди подтверждают, что состоят из разных частей, которые, то мирно уживаются, то враждуют внутри нас.

Американский психолог Шварц, имеющий богатую практику в семейной психологии, утверждает, что наше желание контролировать поведение и, тем самым, достойно себя вести, обостряют противоречия внутри нас.

Выдержки из книги «Вы это не ваш мозг» вы можете прочитать по ссылке

На примере общения родителей со своими детьми ученый объясняет теорию субличностей. Теряя самообладание в ситуации общения с ребенком, вы кричите, угрожаете, возможно, унижаете его личное достоинство, стараясь добиться своей цели: чтобы он понял вас и принял ваши слова к руководству. Если проанализируете начало возникновения вашей вспышки, то отметите, что реагировали на ситуацию в не свойственной вам манере. Анализируя поведение ребенка, и то, какая именно часть вашей психики на это реагировала, поймете, что она состоит из ряда частей.

«Персонажи» вашей психики

Теория системной психологии семьи рассматривает 3 вида субличностей:

  1. Менеджеры, роль которых — контроль поступков, приводящих к болезненным ощущениям. Они ответственны за то, чтобы человек не испытывал болезненных чувств, или, по крайней мере, уменьшить их по возможности.
  2. Изгнанники — это хранители нашего стыда, боли, воспоминаний о тяжелых травмах. Эти личности стараются возвращать сознание людей к событиям прошлого и заставляют испытывать болезненные чувства. Они мечтают о том, что со временем их излечат от боли, и поэтому старательно обращают на себя внимание. Менеджеры яростно борются с ними, стараясь заглушить их голос. Когда не могут справиться в одиночку, подключают третий тип, пожарных.
  3. Пожарные в борьбе не церемонятся в выборе средств, а выбирают радикальные методы, позволяющие избегать болезненных эмоций. Они могут выражаться в «заедании» стресса или в том, что одна из сторон конфликта накричит на другую.

Каждый из этих типов выполняет свои функции, провоцируя человека поступать порою так, как он не поступил бы в обычное время.

Шварц поясняет в своей теории, что в стрессовой ситуации «ребенок — родитель» бывает и так, что одна часть психики может в ответ на поведение ребенка вызвать ваш гнев и крик. Другая при этом, будет призывать вас к мирному исходу конфликта.

Три типа психики могут провоцироваться поведением ребенка, и работать нужно с каждой из них. Если игнорировать работу с ними, то наши негативные эмоции будут выливаться на наших детей, травмируя их хрупкую душу. Конечно, никто из родителей не хочет доводить ситуацию до абсурда. Лишь, получив доступ к центральной части личности, называемой самость, можно выйти из этой модели зависимости.

Центральная часть личности человека — самость

По теории психолога Шварца, самость есть в каждом человеке с момента его рождения. В этой центральной части нашей личности (ядре) есть все необходимое, что поможет нам стать образцовыми родителями. Лишь из самости возможно взаимодействовать с окружающей нас действительностью, проявляя свои лучшие природные и человеческие качества: смелость, человеколюбие, сострадание, любопытство, ясность ума, терпение, креативность, настойчивость, игривость.

Только такое слаженное взаимодействие всех трех типов «персонажей» способно обеспечить правильный подход к воспитанию ребенка.

Основная мысль воспитания ребенка родителями, не заключается в том, чтобы научить его тому, что он не умеет делать или не знает. Главное, устранить то, что мешает ребенку правильно себя вести и этим вредит ему.

Бывают ситуации, в которых вы обижаетесь на ребенка за его высказывание или действие с его стороны. Реакция на это может быть самая разная, и пока малыш растет, возможны всякие ситуации в процессе его воспитания.

Ребенок, активизируя то один тип вашей «маленькой личности», то другой, даже не думая об этом, дает понять, что именно вы должны в себе исцелить, исправить, чтобы вы испытывали в дальнейшем, как можно меньше болезненных чувств!

Это трейлер мультика. Рекомендуем пересмотреть все серии и второй сезон это поменяет ваши понятия о происходящем

Оцените статью
Информационный портал о воспитании, развитии и здоровье детей