Мотивационная яма: помогите, мой подросток не хочет учиться!

Как можно поощрять желание учиться? Родители, вероятно, уже наблюдали эту картину, когда ребенок устал после школы. Он еле пришёл домой и не хочет разбирать рюкзак и садиться за уроки. В итоге приступает к ним, но бросает и в отчаянии подпирает голову руками.

Не помогает даже качественный отдых. Нет желания учиться не хочется делать домашнее задание! При таком глубоком пробеле в мотивации обычно не помогает объяснить, что успеваемость в школе будет иметь большое влияние на дальнейшую жизнь. Для позитивного отношения к учебе детям нужны не долгосрочные перспективы успеха, а конкретные и прямые стимулы.

Не хочет учиться? Пора вытащить подростка из мотивационной ямы

Запоминание информации из учебника, решение бесконечных арифметических задач или регулярное чтение домашних заданий часто вызывают у школьников хроническое сопротивление. Если «желание учиться» становится все хуже и хуже, а ребенок проявляет только незаинтересованность, это, вероятно, связано с негативным отношением к обучению.

Но даже если предмет непростой, частичное нарушение работоспособности или недостаток концентрации затрудняет усвоение информации. В таком случае желание учиться имеет тенденцию отходить на второй план. В школьные годы у многих детей неоднократно бывают такие периоды, которые мешают им успешно и с удовольствием учиться.

Такое негативное отношение за короткий промежуток времени очень сложно «переломить». Так что необходимо принять хотя бы минимальные меры на этом этапе и не доводить бойкот обучения до крайностей. У учеников, которые демонстрируют такое негативное отношение к обучению, абсолютно низкая мотивация, от которой сначала нужно отказаться. Сделать это можно только кардинально изменив ситуацию.

Так что родители должны положить конец этой беспорядочной ситуации и предложить ребенку «выключиться первым»: сделать то, к чему школьник проявляет интерес. Удивительно, но в такой момент родители должны помочь своему ребенку забыть о необходимости немного поучиться. Тогда получится подойти к проблеме под совершенно другим углом.

Использовать положительные ситуации, чтобы обсудить тему «обучения»

Любой ребенок наверняка будет удивлен, если вместо «родительской проповеди» или раздраженного «учебного задания» мама или папа предложат ему совместную прогулку или настольную игру. Но это как раз то, что важно! Сейчас ребенку следует отказаться от своей глубины познания и своего «отрицательного отношения».

Это работает только тогда, когда происходит что-то неожиданное. Только когда маленький ученик откроется, заговорит о проблеме и примет предложения. Так родители смогут что-то изменить в его негативном отношении к обучению.

Так что, когда возник тупик, стоит насладиться прогулкой вместе, собрать красивые листья, побегать наперегонки или поискать особенно красивые камни. Когда ребенок заметно расслабится и почувствует себя хорошо, родители смогут снова вернуться к теме обучения.

Первое, что им следует сделать, это попытаться понять своего школьника. Важно быть честными и постараться разобраться в отсутствии желания учиться с помощью открытых вопросов.

Анализ первопричин: почему школьник не хочет учиться?

Часто удивительно, какую информацию дают дети, когда их спрашивают о возникших проблемах с обучением в непринужденной и любящей беседе. Родители должны серьезно отнестись к сказанному, чтобы ребенок не потерял доверия к взрослым. На этой основе можно улучшить желание учиться.

Поэтому прежде всего родителям следует проверить, все ли «простые» убийцы удовольствия от обучения устранены. Возможно, ребенок просто устал сразу после школы или страдает от того, что у него что-то не получается? Это легко можно решить!

Вот вопросы, которые родителям следует задать себе, когда школьник теряет мотивацию к учёбе:

  • Действительно ли у ребенка ясная голова и он не беспокоится о каких-либо стрессовых проблемах?
  • Точно ли ребенок делает уроки в тихом, удобном месте?
  • Ребенок сыт и не хочет пить? Не стоит начинать домашнее задание слишком рано после еды, потому что организм все еще занят перевариванием пищи.
  • У ребенка порядок в рабочих материалах сможет ли он быстро найти то, что ему нужно?
  • Точно ли ребенок учится в привычной обстановке? Знакомый письменный или обеденный стол помогут школьнику быстро приступить к урокам.

Также родителям стоит убедиться, что ребенок не испытывает недостатка в учебном материале и не перегружен им.

Иногда родители задаются вопросом: а нужны ли ученику все эти знания, раз он не проявляет к ним интереса? Однако часто проблема кроется немного глубже: немотивированные школьники начальной школы просто не видят пользы в обучении.

Для них затраченные усилия несоразмерны ожидаемой прибыли. Учитывая сложную домашнюю работу, большой объем учебного материала и бесконечные занятия за столом, неудивительно, что дети задают этот вопрос «зачем мне это нужно?»

Маленькие шаги к большему удовольствию от обучения: от мечты к лестнице мотивации за 6 шагов

Возможно, большой мотивацией ребенка является его желание стать профессиональным футболистом или космонавтом (не нужно разрушать мечту, её можно использовать). Но до этого ему предстоит преодолеть множество препятствий.

В качестве стимула и награды за его усилия в учебе и в школе родители могут сделать следующие шаги, чтобы мотивировать своего ребенка. Перед этим они обменяются с ним идеями об учебных блоках и своими пожеланиями. Совершенно ясно, что ребенок на самом деле не хочет учиться, но хочет приложить усилия для достижения согласованных краткосрочных целей, потому что они приблизят его к работе мечты.

Требуемые задачи всегда основаны на периоде в одну неделю. Если ребенку удастся выполнить задание хотя бы четыре раза в неделю, он получит обещанное признание или награду. Если производительность снизится, награда также будет снята или не начислена. И еще нужна награда, которая связана с учебным поведением в течение учебного года.

Вот, например, как можно использовать желание ученика стать футболистом, чтобы мотивировать его учиться.

Шаг 1

Ребенок приступает к домашнему заданию вовремя, например, каждый день в 15:00.

За это:

Разрешено тренироваться два раза в неделю, а не один раз, как раньше.

Шаг 2

Ребёнок делает домашнее задание быстро, всегда работая не более 60 минут за один подход.

За это:

Он получает новые футбольные бутсы, о которых давно мечтал.

Шаг 3

Ребенок усердно и качественно готовится к предстоящей контрольной работе в классе.

За это:

В выходные родители сопровождают своего школьника на важные игры.

Шаг 4

Ребёнок читает по 20 минут каждый день.

За это:

Он получает новый футбольный мяч.

Шаг 5

Каждый день ребенок точно знает, где его накануне собранный рюкзак и форма для физкультуры. Он не забывает дома ничего из того, что ему понадобится в школе.

За это:

Старательный ребенок получит футбольный журнал по своему выбору или футбольные предметы коллекционирования.

Шаг 6 (предварительная финальная награда)

Успеваемость ребенка влияет на оценки, он получает более высокие оценки в полугодии и в году.

За это:

Он посетит интересный футбольный матч по своему выбору.

Важно для желания учиться: регулярные подтверждения успеха

Ребенок учится, потому что это заставляет его чувствовать себя ближе к своей цели. Тем не менее, такое отношение также меняет его основной подход к обучению. Из-за ощущения успеваемости, более высоких оценок, положительных отзывов учителя и более расслабленной домашней обстановки учеба постепенно теряет свое негативное послевкусие.

Множество небольших положительных успехов в обучении, которые приходят почти автоматически с регулярным обучением и домашними заданиями, означают, что со временем ребенок также будет воспринимать обучение как способ расширить свой положительный опыт. Его все чаще хвалят и положительно подтверждают успехи. Таким образом, у ученика разовьется здоровое желание учиться, что является отличной мотивацией для решения дальнейших задач.

Оцените статью
Информационный портал о воспитании, развитии и здоровье детей