Помните детей Никитиных, которых отдали в школу в 5 лет и выгуливали босиком по снегу? Как сложилась их судьба

В советские времена многодетная семья Никитиных стала знаменитой, благодаря необычной в то время методике воспитания, которую использовали родители. В семье Никитиных росло семь детей, и всех их воспитывали по методике раннего развития. Своим опытом прогрессивные родители делились в своих книгах, о необычной семье снимали фильмы, придуманные ими логические игры пользовались успехом. Но методика воспитания Никитиных часто подвергалась жесткой критике, ведь советское общество привыкло к устоявшимся правилам и законам, а все новое и непонятное воспринималось в штыки. 

Родители: Борис и Елена Никитины 

Глава семейства Борис Никитин по профессии был инженером-авиатором. Кроме основной работы, отец увлекся педагогикой, и многие правила советского воспитания яростно критиковал. В 50-х годах прошлого века он даже хотел организовать школу, где бы детей учили по новой системе, но власти идею не поддержали, и мечта Бориса не исполнилась.  

Елена Никитина работала учителем в школе. С будущим мужем она познакомилась на педагогическом собрании. Несмотря на то, что девушка была младше Бориса на 14 лет, у них нашлось много общих тем: педагогика, воспитание детей, жизненные принципы, творчество. 

В своей семье Никитины смогли воплотить в жизнь мечту о супер-школе, которую в советские времена открыть было практически невозможно. В 1959 году у пары появился первенец – сын Алексей. Через год в семье родился мальчик, которого назвали Антоном. Елена и Борис хотели большую семью, и впоследствии у них родились три дочери: Ольга, Анна, Юлия, а затем мальчик Ваня. Самая младшая доченька, Люба, появилась на свет в 1971 году.  

Интересно: Мама отдала маленькому сыну свою печень, когда врачи сообщили, что жить малышу осталось всего ничего

Как воспитывали детей в семье Никитиных 

Борис и Елена считали, что ребенок в состоянии развиваться самостоятельно, а задача родителей – создать для этого благоприятные условия. Мама и папа ни в коем случае не должны заставлять что-то делать, только направлять, помогать, поддерживать. При этом нужно чувствовать тонкую грань, когда помощь превращается в чрезмерную опеку.  

Способности ребенка нужно развивать с раннего возраста. Чем раньше начать, тем выше шанс, что таланты малыша впоследствии не угаснут.  

 Никитины называли основные моменты в воспитании, которые помогут вырастить счастливых, здоровых и талантливых детей. 

  1. Здоровье. С ранних лет родители должны заботиться о физическом здоровье крохи. Но это не означает, что ребенка нужно кутать в теплые одежки, постоянно водить по врачам, давать кучу таблеток и синтетических витаминов. Наоборот, Никитины пропагандировали раннее закаливание, развитие физической выносливости, простую, домашнюю пищу. Елена и Борис придумали и соорудили домашний комплекс, на котором дети регулярно занимались спортом с ранних лет. 
  2. Эмоциональное и психическое развитие. Елена кормила детей грудью, причем не по часам, как это было популярно в Советском Союзе, а по требованию младенца. Мама считала важным прикладывание новорожденного к груди в первые моменты после родов. Никитины говорили о том, как важен постоянный контакт малыша с мамой и папой. Они практиковали совместный сон, не запрещали крошкам самостоятельно познавать окружающий мир: трогать, щупать, пробовать на вкус. Елена и Борис выступали за совместные интересные занятия родителей и детей, которые должны быть направлены на взаимопомощь и поддержку. 
  3. Развитие интеллекта. Никитины уделяли интеллектуальному развитию детей большое значение. Придуманные ими логические игры, головоломки, изучение букв и цифр, тактильные игрушки – все это помогало в игровой форме развивать мелкую моторику, учиться чтению и счету, развивать интеллект и мышление. При этом родители не заставляли детей заниматься, а ждали, пока малыши сами проявят интерес или предлагали другую игру, исходя из увлечений детей. 
  4. Творчество. В семье поддерживали любые творческие начинания, приветствовались нестандартные идеи и креатив в любом виде. 

Осуждение со стороны общества 

Многие современные родители придерживаются принципов воспитания, которые пропагандировали Никитины. Но в советские времена Никитины подвергались жесткой критике, осуждению и даже травле. Общество считало, что родители подвергают детей опасности, отбирают у них нормальное детство, ставят эксперименты на собственных сыновьях и дочерях.

Больше всего общественность беспокоили следующие моменты: закаливание, обучение письму и счету в раннем возрасте, развитие самостоятельности. Елена и Борис были вынуждены доказывать родственникам, знакомым и посторонним людям, что они имеют право воспитывать детей так, как считают нужным, если это не несет опасности для младших членов семьи. 

Те, кто жил в Советском союзе, не могли смириться с мыслью, что родители могут обливаться прохладной водой, стоя на снегу, вместе с маленькими детьми, а мальчики в 3-4 года уже мастерят себе игрушки, используя папины инструменты. Но супруги Никитины продолжали воспитывать детей по собственной методике, и при этом видели результаты. Дети почти никогда не болели, были самостоятельными, рано учились читать, писать и считать.  

На заметку!  В 1965 году на экраны вышел фильм «Правы ли мы?», в котором супруги Никитины делились опытом воспитания и прогрессивными методиками, как растить самостоятельных, умных и счастливых детей. 

В чем Никитины ошибались? 

Борис и Елена всегда повторяли, что не ставят перед собой цель вырастить гениев и вундеркиндов. Термин «раннее развитие» тоже был не совсем верным в отношении их системы воспитания. Никитины говорили о своевременном развитии, когда в малыше можно открыть множество талантов и способностей. И тогда это поможет человеку реализоваться в жизни, чувствовать себя востребованным и счастливым. Но впоследствии, когда дети Никитиных выросли, супруги признали, что допустили некоторые ошибки в воспитании сыновей и дочерей. 

Семья Никитиных жила под всеобщим контролем, и это было невероятно тяжело. Журналисты, телевизионщики, сторонние критики наблюдали, что творится в семье. Дети Никитиных потом поделятся, что никогда не чувствовали себя дома полностью защищенными от постороннего пристального внимания. Семью бесконечно обсуждали, и эти разговоры преследовали Никитиных везде: в магазине, школе, поликлинике, на улице, в подъезде собственного дома.  

Большую часть времени дети Никитиных проводили в семейном кругу. Они не посещали детский сад, в школе были самыми младшими, поэтому им было сложно найти друзей среди одноклассников. Вместе с тем, родители всегда были рады видеть в доме гостей, друзей, единомышленников. 

Повышенный интерес к системе воспитания в один момент заставил родителей переключиться на общественную деятельность. Они выступали с лекциями, писали книги, снимались в фильмах и телевизионных передачах. Дети при этом чувствовали отсутствие необходимого родительского тепла и внимания, которое необходимо каждому ребенку в детстве. Но Елена и Борис всегда были открыты для общения, интересовались жизнью каждого ребенка, не скрывали свою любовь, поэтому конфликтов в семье удалось избежать.  

Поскольку в раннем возрасте детям многое давалось легко, они верили, что и в дальнейшей жизни все будет получаться без лишних усилий. Им было тяжело в школе, где знания давали совсем не в том формате, нежели дома, поскольку они не привыкли к строгой дисциплине. Юлия Никитина потом расскажет, что в школе ей пришлось столкнуться с тем, что учиться нужно «через не хочу».

Но, несмотря на жизненные трудности, все дети выросли талантливыми, творческими личностями и сумели реализовать себя в жизни. Братья и сестры сохранили теплые, дружеские отношения и вспоминают родителей с любовью и уважением. Дети в некоторой степени продолжили дело мамы и папы: они переиздают книги, выпускают игры для раннего развития. Вместе с тем, ни один внук легендарной пары не пошел в первый класс раньше положенного возраста. 

Как сложилась судьба семерых детей Никитиных 

  1. Алексей, старший сын Бориса и Елены, живет в Лондоне и работает инженером. Женат, имеет двух детей. 
  2. Второй сын Никитиных, Антон, стал химиком, занимал руководящую должность многие годы. Женат, вырастил двух детей, дедушка четырех внуков. 
  3. Третий ребенок – Ольга. Закончила юридический факультет МГУ, работала юристом в крупных компаниях, многого добилась в карьере. У Ольга двое дочерей и трое внуков. 
  4. Четвертая дочь, Анна, закончила медицинское училище и стала работать доулой. Многодетная мама и бабушка четырех внуков. 
  5. Пятая дочь, Юлия, работала журналистом. Родила двух дочерей. 
  6. Шестой ребенок, Иван, работал в сфере радио и телевещания. Стал многодетным отцом, воспитал с супругой пятеро детей. 
  7. Младшая девочка Люба выучилась на библиотекаря. Три года проработала по специальности, а потом стала домохозяйкой. У Любы родилось 10 детей. 

Некоторые из детей живут в коттеджах, недалеко от родительского дома. Большая семья регулярно собирается по праздникам, а также организует открытые мероприятия, посвященные инновационной методике воспитания Никитиных. Чтобы познакомиться с методом раннего развития, а также больше узнать про уникальную семью, можно зайти на сайт Никитиных. Кроме того, существует семейный бренд под названием «Ступеньки творчества».  

Интересно: Отец пошёл работать таксистом, чтобы найти пропавшую дочь. И отыскал ее через 24 года. Видео.

Что говорят современные родители о раннем развитии детей 

Юлия, мама трехлетнего Кирилла:

«Еще до рождения сына я изучила много информации о раннем развитии. Считаю, что развивать физические и интеллектуальные способности ребенка нужно с самого рождения. Задача родителей – не только кормить, следить за безопасностью, одевать ребенка. Мы должны активно участвовать в развитии малышей, помогать, предлагать развивающие занятия. Сын не смотрит мультфильмы, как это делают сейчас многие дети. Я не запрещаю ему смотреть мультики, но Кирилл сам выбирает интересные игры, творческие задания, физическую активность. Мы мастерим поделки, используя при этом подручные материалы, занимаемся спортом, читаем детские книги. Кирилл растет любознательным, сообразительным ребенком, тянется к новым знаниям, и я надеюсь, что в будущем он не растеряет желание познавать, открывать и пробовать». 

Диана, мама 4-летнего Станислава:

«Недавно я прочитала историю семьи Никитиных и была удивлена, насколько схожи их методы воспитания с моими. Мы с раннего возраста закаливаем Станислава, и ни разу за все четыре года он даже не простыл. Я готовлю домашние блюда, сын не питается фаст-фудом, не ест покупные сладости, любит свежие овощи и фрукты. Дома у нас спортивный уголок, и каждое утро начинается с зарядки. Потом на протяжение дня Стас часто подходит к нему и выполняет какие-то упражнения. Ежедневно мы уделяем много времени развивающим играм и творчеству. Я не работаю, поэтому Стас не ходит в детский сад. Пробовала водить его в школу раннего развития, но поняла, что сама в домашних условиях могу заниматься с ребенком. Главное, что он получает удовольствие от рисования, лепки, создания поделок». 

Оцените статью
Информационный портал о воспитании, развитии и здоровье детей