Игры с едой: почему они раздражают взрослых и зачем они нужны детям

Ребёнок увлечённо размазывает по столу кашу, попадая и на стены рядом. Он бросает в суп кубики конструктора, а потом вытаскивает картошку, морковку, лук и раскладывает на столе в три кучки – всё по отдельности. Проводит линию в пюре, смотрит, как туда стекает масло, и восклицает:

Смотри, река!

Мама не в восторге. Ей предстоит отмывать стол, пол, стену, ребёнка и кота, которого река-то как раз очень заинтересовала. Особенно, берег из котлеты.

Малыш не останавливается. Он бросает макароны в стакан с водой и высыпает все содержимое сахарницы в чашку с маминым чаем. Берет свежеиспеченный кекс и возмущённо говорит:

Фу, изюм! Не буду есть изюм!

На этом этапе нервы нормальной российской женщины обычно не выдерживают. Мама ругается, мама кричит:

Не играй с едой! Ешь, что дают! Сколько можно перебирать!

Потом она остынет и задумается. Откуда это в ней? Она никогда по-настоящему не голодала. Память подкинет воспоминания о 90-х годах, когда на столе почти всё время была только картошка. Но ведь была! И бабушка постоянно присылала банки с вареньями и соленьями. Где же голод, где то, что заставляет её сейчас трястись от необходимости выбросить столько еды, которую ребёнок превратил во что-то непотребное?

Обычно через время, анализируя, все понимают, откуда появились эти сильные эмоции. Настолько сильные, что сдержать их не удалось. Предки-то точно знают, что такое голод. Возможно даже бабушки и дедушки этого ребёнка вспомнят времена, когда не было даже картошки и закаток.

Тяжёлые годы ушли не так давно, память о них ещё не выветрилась. Но зачем передавать этот багаж современным детям, которые не растут в таком дефиците? Это, конечно, серьёзная психологическая работа. Однако знание о том, почему ребёнок просто обязан поиграть со своей едой, может помочь и взрослому спокойно воспринимать этот процесс.

Работа ребёнка это игра

В Древней Руси был очень точно определён статус ребёнка и соответствующие возрасту занятия. До семи лет – время игр. Мальчишки и девчонки носили примерно одинаковую одежду и проводили время вместе под присмотром старших детей. Их главной задачей было познавать мир через игру. Они могли, конечно, помогать по хозяйству, но даже это происходило в игровой форме.

В семь уже происходило разделение – мальчики проходили обучение под руководством мужчин, девочки же оставались под крылом матери, но получали новые обязанности, связанные с ведением хозяйства, приготовлением пищи, рукоделием и пестованием малышей. Игры заканчивались.

Сейчас идея того, что до семи лет ребёнок будет только играть, вызывает чаще негативную реакцию. Многие убеждены, что начинать учиться нужно очень рано, пока мозг всё впитывает как губка. Но нет нужды оспаривать необходимость раннего развития детей. Это решает семья. Важно то, чтобы у малышей оставалось время на познание мира через игровую деятельность.

Именно игры способствуют развитию воображения, фантазии, они влияют и на творческий потенциал. Дети учатся проживать разные чувства. Играя вместе, они определяют своё место в коллективе, осваивают общение. Это своего рода репетиция будущей жизни.

Пока мама ругается, что ребёнок играет с едой, она упускает из виду тот факт, что он просто занимается своей ведущей деятельностью.

Тактильные ощущения, связанные с едой

Морковь – твёрдая. Манка – рассыпчатая. Булочка – мягкая. Гречка – отмывать надо сразу.

Трогая всё, что находится в его тарелке, малыш не балуется. Он занят. Его мозг напряжённо работает. Есть фраза, которая очень точно описывает этот процесс: Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев. Именно развитием головного мозга он и занимается, перебирая еду.

Процесс прикорма не заканчивается переводом на общий стол примерно к году. Он продолжается всё то время, что дети знакомятся с видом, вкусом, свойствами и текстурой еды. У некоторых это продолжается вплоть до подросткового возраста. Ребёнок имеет полное право знать, какова на ощупь его пища. А мамам лучше в это время чай попить – малыш занят, редкий шанс.

Знакомство с продуктами

Этот пункт следует из предыдущего. Природные защитные механизмы детей таковы, что им трудно воспринимать незнакомую пищу. Многие родители вспоминают примерно такие диалоги с ребёнком:

Попробуй чизкейк! предлагают они ему что-то общеизвестно вкусное.

Нет, я его никогда не ел.

Он ещё не пробовал, но уже отказался. Потом, скорее всего, согласится откусить маленький кусочек. И, только познакомившись с новым блюдом, съест порцию. Качество на самом деле замечательное. Не съел что-то незнакомое – есть шанс, что таким образом избежал отравления.

Формирование вкусов и пищевых привычек

Основы здорового пищевого поведения закладываются в раннем возрасте. Вот здесь родителям хорошо бы проанализировать самих себя и подумать, как на них отразились те фразы, которые звучали в каждой семье:

Пока не доешь, из-за стола не встанешь!

Ешь, что дают!

Не перебирай!

Что ты там возишься? Ешь быстро!

Ложечку за маму, за папу, за кошку Как это – наелся? А за бабушку?

И многие другие.

Не они ли наложили отпечаток на то, что сейчас взрослому человеку трудно встать из-за стола, не доев всё до крошки? Что трудно выкинуть детские объедки и их со вздохом доедают мамы или папы? Что любимое блюдо хочется есть, пока организм не отключится?

Сколько у каждого осталось в голове установок, связанных с едой! А их могло бы быть значительно меньше, если бы в детстве имелась возможность познакомиться со своими собственными предпочтениями. Впрочем, начинать никогда не поздно. Может, пока ребёнок копает реку в пюре, сделать для неё лодку из корочки хлеба?

Оцените статью
Информационный портал о воспитании, развитии и здоровье детей