Правила введения педагогического прикорма при грудном вскармливании, достоинства и недостатки метода

Введение прикорма в рацион ребенка иногда заставляет родителей поволноваться. Как правильно приучить малыша к обычной «взрослой» пище, чтобы не навредить его желудочно-кишечному тракту?

Существует две общепринятые схемы прикорма, хотя педиатры признают только одну.

  • Педиатрический прикорм — постепенное введение продуктов в рацион ребенка. Возможно изменение очередности введения тех или иных продуктов в зависимости от веса грудничка и его особенностей. Особенностью является отдельное приготовление блюд и их измельчение до однородного пюре.
  • Педагогический прикорм — в рацион ребенка не вводится какой-то отдельный продукт. Это скорее ознакомление со взрослой пищей. Не требуется отдельное приготовление блюд. Кроха постепенно адаптируется к той пище, которую употребляют его близкие.

Подробнее о педагогическом прикорме

Выборочное чтение может дать искаженную информацию. Поэтому основные принципы сформулируем вкратце здесь.

  • Педагогический прикорм вводится не ранее 6 месяцев.
  • Ребенок ест вместе с мамой или папой, сидя у них на руках.
  • Еда для прикорма берется из маминой тарелки, куда она попадает из общей кастрюли (отдельно готовить не надо!).
  • В первое время крохе даются микродозы еды — размером с маленькое пшеничное зернышко, просто чтобы попробовать.
  • Еда должна быть разнообразной.
  • Еда должна быть невредной (никаких копченостей, полуфабрикатов или беляшей из местной чебуречной).

Всем ли детям подходит педагогический прикорм?

Сегодня педагогический прикорм — довольно модное словосочетание. Но применять такую схему введения взрослой пищи можно далеко не ко всем деткам.

  1. Педагогический прикорм можно предлагать только тем детям, которые находятся на грудном вскармливании по требованию. Ребенок должен получать грудное молоко так же часто, как и раньше — по первой просьбе. Обязательны ночные кормления. Педагогический прикорм не предполагает постепенное замещение кормлений на полноценную еду. Основная пища — грудное молоко, остальное — только ознакомление.
  2. Детям, склонным к пищевой аллергии, рекомендуется педиатрический прикорм. При педагогическом очень сложно отследить, от какого продукт у вашего чада появились высыпания. Даже если мама ест те же самые продукты, существует вероятность аллергии у ребенка (хотя и довольно низкая).
  3. Если малыш не удвоил свой вес к полугоду, возможны проблемы с желудочно-кишечным трактом. Только педиатр по результатам осмотра и анализов может рекомендовать схему прикорма. Скорее всего, она будет отличаться от общепринятой схемы, чтобы учесть все особенности вашего малыша.

Подготавливаем ребенка к педагогическому прикорму

Основное привило педприкорма — приучаем к еде постепенно. Начиная с трех-четырех месяцев мама или папа берут малыша на руки во время еды. Грудничок не участвует в процессе, просто наблюдает. Не стоит брать кроху за стол при каждом принятии пищи, 1-2 раз в день вполне достаточно.

Считается, что таким образом ребенок знакомится с культурой принятия пищи. Также малыш изучает предметы, которые используются для еды. Он замечает, что пьют родители из чашек, суп едят ложкой, а хлеб — руками. Взрослые не балуются едой, не размазывают ее по столу и т. д. К сожалению, нет никаких гарантий, что ваше чадо так делать не будет. Пример должен быть, но все малыши стремятся к познанию. Главное — их в этих действиях не поощрять.

Когда ребенок готов к прикорму?

Основное правило — у ребенка должен появиться пищевой интерес, но не раньше, чем в 6 месяцев. До полугода вводить какой-либо прикорм не рекомендуется. Как выглядит детский пищевой интерес? Малыш начинает тянуться к еде. Если вы даете ему вместо еды игрушку или салфетку, он их выбрасывает и требует пищу. Если даже грудное кормление не помогает отвлечь ребенка — значит, пора.

Откуда берется такое ненасытное желание что-то попробовать? В желудочно-кишечном тракте ребенка начинают дозревать ферменты для переваривания пищи. Такой нагрузки, как грудное молоко, им уже мало. Тогда они начинают передавать сигнал в головной мозг — срочно нужна еда! И малыш начинает ее искать и требовать.

Не менее важно, чтобы кроха достиг определенных умений:

  • мог донести еду до рта (рукой или ложкой);
  • помещенную в рот еду мог проглотить или выплюнуть, если она ему не понравилась,
  • гаснет выталкивающий языковый рефлекс, и теперь помещенная в рот пища может пережевываться деснами.

Совет

Нельзя начинать прикорм во время болезни ребенка или мамы. В этот период грудное вскармливание необходимо крохе как никогда, чтобы помочь выработать антивирусную защиту. Также не рекомендуется начинать прикармливать грудничка во время каких-либо существенных перемен в его жизни (ремонт, переезд, появление зубов у крохи и т. д). Малышу необходима адаптация к новым условиям в течение 1–2 недель.

Как правильно организовать педагогический прикорм?

Правила организации педагогического прикорма довольно просты.

  1. Ребенок ест ту же еду, что и мама. Если у него нет аллергии на мамино молоко, то нет и на продукты, которые она сама употребляет (хотя бывают редкие исключения).
  2. Кроха во время еды сидит на коленях у мамы, лучше с левой стороны, чтобы не мешать еде.
  3. Еду для малыша не нужно измельчать до гомогенного состояния. Если в вашей тарелке, например, гречневая каша, ребенку предлагается одна крупинка, и он ее проглатывает либо выплевывает назад, раз уж гречка ему не по нраву.
  4. Вся еда дается поначалу в микродозах — размером с пшеничную крупинку. Цель для ребенка — не наесться, а попробовать что-то новое. Если кроха просит еще, можно ему дать микродозу дополнительно, но не более трех раз. Если малыш настаивает, нужно мягко переключить его внимание на что-то другое. Нельзя перекармливать ребенка одной и той же едой, чтобы не пропал его пищевой интерес. Нужно давать разнообразную пищу. Только с 8–9 месяцев объем микродоз постепенно увеличивают, и годовалый малыш получает около двух столовых ложек одного продукта.
  5. Ребенок самостоятельно берет и подносит еду ко рту — ложкой или рукой. Мама только контролирует.
  6. Жидкости также даются малышу в малых дозах. Если ребенок хочет попробовать ваш чай, можно дать ему попробовать пару глотков. Так как кроха находится на естественном вскармливании, считается, что дополнительная жидкость ему не нужна.
  7. Грудное вскармливание не прекращается, и не уменьшается количество прикладываний. Ребенок получает грудь по требованию, как и до введения прикорма.

Совет

Педагогический прикорм возможен только в том случае, если ваша семья питается правильно. Речь не идет о приготовлении на пару или вегетарианстве. Не нужно бросаться в крайности. Просто исключите из вашего питания полуфабрикаты, копчености, слишком острые и слишком жирные блюда.

Совмещение различных схем прикорма

Очень часто педиатрический и педагогический подходы шагают рука об руку. Например, ребенок находится на педиатрическом прикорме, мама варит ему отдельно супчик и кашку, взбивает блендером. Но малыш иногда просит бананчик, хлеб или вылавливает картошку у папы из тарелки. Давая малышу попробовать новые продукты, родители осуществляют педагогический прикорм.

И наоборот, если маме нужно срочно оставить грудничка, который находится на педприкорме, а сцеженного молока нет, она может предложить дать крохе на обед баночное питание или измельченное с помощью блендера пюре. Подкармливать ребенка, который находится на прикорме, смесью нецелесообразно. Если он пробовал «взрослую» пищу, от разового употребления пюре ничего плохого не случится.

Плюсы и минусы педагогического прикорма

У педагогического прикорма есть свои сторонники и противники. И те, и другие могут быть правы относительно одного конкретного ребенка и его семьи.

Плюсы педприкорма

  1. Маме не нужно готовить. Это, наверное, самое большое достоинство для женщины. Ведь ей не нужно тратить дополнительное время на приготовление, можно провести это время с ребенком.
  2. Ребенок сразу привыкает к твердой пище. Не нужно измельчать ее, а также заново приучать малыша есть после перехода от пюре к кусочкам.
  3. Кроха с самого начала учится есть самостоятельно. Мама только помогает ему, ложку он подносит ко рту сам.
  4. Ребенка не надо уговаривать поесть. Сидя за общим столом, он больше интересуется едой, чем в одиночестве. Если же малыш есть не хочет, никто не настаивает. Ему достаточно грудного вскармливания.
  5. Существует теория, что перемолотая пища прилипает к желудку и пищеводу, замедляя ее переваривание. При педприкорме кроха ест сразу кусочками, так что такая проблема отпадает.

Но там, где есть достоинства, можно найти и недостатки.

  1. Есть, одновременно держа ребенка на руках и помогая ему, – сомнительное удовольствие. Нужно контролировать, чтобы кроха ненароком не перевернул тарелку и не размазывал еду по столу.
  2. Так как малыш с самого начала ест сам, еда оказывается на одежде карапуза и его мамы, а также на столе и под ним. Не у всех хватит терпения стирать и убирать по 3–4 раза в день.
  3. Иногда всей семье необходимо исключить из рациона определенные продукты — полуфабрикаты, приправы, майонез и т. п.
  4. Трудно определить, на какой продукт у ребенка появилась аллергия.
  5. Так как микродозы прикорма ребенку нужно запивать маминым молочком, неудобно кормить его грудью за столом. А если у вас гости, то и невозможно. Приходится уходить из-за стола, чтобы уединиться.

Какой прикорм выбрать, конечно же, решать родителям. Но редко кто выполняет все правила той или иной схемы питания. Зачастую мама выбирает то, что подходит ее ребенку и ей. Главное — слушайте свое сердце, и тогда с прикормом у вас не будет никаких проблем.

Оцените статью
Информационный портал о воспитании, развитии и здоровье детей