Простые, но эффективные упражнения для развития мелкой моторики у детей

К сожалению, далеко не все родители серьезно воспринимают упражнения для развития мелкой моторики. Многих сбивает с толку само определение, но «мелкая» не значит «малозначительная». На самом деле, это моторика, управляющая работой самых мелких мышц. Если не выполнять манипуляции, направленные на ее совершенствование, у ребенка в скором будущем возникнут проблемы с речью, письмом, управлением предметами небольшого размера.

Получается, что мелкая моторика отвечает за выполнение самых тонких движений, при этом еще и влияя на развитие мозга, интеллекта, даже логики. Начать заниматься с ребенком в данном направлении нужно буквально с его рождения. Для каждого возраста здесь характерны свои особенности, рекомендованы определенные упражнения.

Специфика развития мелкой моторики у детей до года

Развитие нужных навыков у новорожденных подразумевает прохождение вполне конкретных этапов. По месяцам их можно распределить следующим образом:

  • На первом месяце жизни формируется хватательная функция. Карапуз будет пытаться крепко схватить то, что вкладывают ему в ручку.
  • Со второго месяца малыш уже может держать вложенный в ладонь предмет около 3 секунд.
  • С третьего месяца это уже около 10 секунд. Кроха уже размахивает ручками, тянет их в рот, но при этом не осуществляет зрительного контроля за своими движениями.
  • В 4 месяца младенец держит вложенный предмет до 20 секунд, тянется к тому, что видит, держит ладони раскрытыми и переплетает пальчики.
  • В 5 месяцев детки уже самостоятельно берут предложенные предметы, тянутся к ним ручками. Нередко они ритмично двигают верхними конечностями, издавая при этом различные звуки.
  • В 6-7 месяцев малыши начинают махать тем, что держат в руке и даже перекладывают изделия из одной кисти в другую.
  • В 8-9 месяцев детки начинают крепко сжимать игрушки, которые у них пытаются забрать. Они уже машут ручками при прощании, способны указывать на части лица собеседника или на картинке.
  • Уже в 9 месяцев кроха начинает активно совершать действия с привычными предметами. Он любит все открывать и закрывать, доставать и засовывать, нажимать и тянуть.
  • До года малыш осваивает некоторые навыки, подсмотренные у взрослых: снимает кольца с пирамидки, кормит кукол или маму, держит кружку.

Чтобы все шло по плану, необходимо стимулировать развитие мелкой моторики у детей. Это можно делать с помощью следующих мероприятий:

  1. Каждый день с самого рождения делаем малышу массаж ручек. Гладим их слегка разминаем, делаем круговые движения пальчиками и кистями.
  2. С трех месяцев предлагаем грудничку небольшие шарики (следим, чтобы он не тащил их в рот) и лоскуты разной текстуры, мешочки, заполненные различными крупами.
  3. С 4 месяцев массируем малышу этими шариками ладошки, предлагаем новые предметы. Не просто вкладываем, а побуждаем к ним тянуться и брать самостоятельно.
  4. С полугода показываем крохе как можно бросать вещи, стучать ими друг по другу, перекладывать.
  5. С 7-8 месяцев активно подключаем пальчиковые игры (про «козу» и про «сороку»), игрушки-пищалки, коробки и пирамидки с кольцами.
  6. С 10 месяцев предлагаем крохе кружку и ложку. Показываем, как можно использовать пальчиковые краски, начинаем собирать пирамидки.

Все эти, казалось бы, простые действия, являются залогом нормального развития не только двигательных функций у ребенка, но и его интеллектуальных способностей. Только заниматься нужно ежедневно, пытаясь подключать работу в разных направлениях.

Как правильно развивать навыки у детей 2-3 лет?

Малыш уже многое умеет, начинает сам проявлять интерес к окружающему миру, впитывает новые знания, как губка. Всем этим нужно воспользоваться, чтобы максимально стимулировать его развитие. Оптимальными упражнениями на данный период считаются следующие:

  • Продолжаем делать ребенку массаж пальчиков, но при этом еще и подключаем простую гимнастику. Сжимание и разжимание кулачков и отдельных пальчиков, составление фигур и пальчиковые игры в этом возрасте просто творят чудеса.

Совет: Несмотря на то, что для деток в возрасте 2-3 лет разработано немало профильных развивающих игр, практика показывает, что с большим удовольствием они занимаются не со специальными предметами, а теми, что используются в быту. Поэтому лучше немного подождать с приобретением инновационных обучающих систем, ограничившись тем, что есть под рукой.

  • В этом возрасте не стоит препятствовать малышу, проявившему к чему-то интерес. Лучше заранее убрать все потенциально опасные предметы, чтобы не провоцировать ребенка. Ко всему остальному у него должен быть полный доступ. Одними только прищепками кроху можно увлечь на пару часов. Пускай он мастерит из них цветочки, кораблики, крепит их куда только можно. Главное, не поправлять каждое его действие и не совершать манипуляции за него.
  • Подключаем нанизывание крупных бусин на плотную веревку, прокалывание бумаги дыроколом, работу с веревочками, нитками, крупными макаронами. Если малыш не понимает с чего начать, лишь наводим его на мысль. Основную работу он должен выполнять сам.
  • Обязательно вводим в ежедневный режим рисование и лепку. Вот здесь без помощи мамы не обойтись. Постепенно объясняем ребенку, как правильно захватывать инструменты, четко соблюдать границы, контролировать силу воздействия на материал. Не стоит ограничиваться столиком для работы. Пускай малыш рисует на асфальте или стенах, лепит куличи в песочнице, создает фигурки из теста.

Самое время приобрести базовые развивающие игрушки. В обязательном порядке у крохи должен быть конструктор, кубики, пирамидки, шарики, изделия, которые можно ставить друг в друга, крупные паззлы или мозаики.

Развиваем мелкую моторику малышам 4-5 лет

Действия малыша в 4 годика уже во многом напоминают действия взрослого. Если в этот период обратить особое внимание на развитие мелкой моторики у детей, у них не возникнет в будущем проблем с письмом, красивой речью, координацией, памятью и внимательностью к деталям. Упражнения и игры используются примерно те же, но теперь особое внимание уделяется четкости действий, подключается так называемая тонкая работа.

  • Если рисование, то все должно быть сделано четко и аккуратно. Нельзя выходить за контуры, нужно правильно сочетать цвета, качественно прокрашивать участки. Хороший эффект дают игры, в которых нужно соединять точки для получения рисунка.
  • Малыш должен больше работать с мелкими предметами: мозаика, паззлы, конструкторы с многочисленными деталями.
  • К набору пальчиковых игр подключаем еще одну, повышенной сложности. Она называется «Колечко» и требует максимальной концентрации. Ребенок должен научиться поочередно соединять каждый палец руки с большим. Сначала в одном порядке, потом в обратном. Сначала на одной ручке, потом на другой, затем сразу на обеих.

Так же активно продолжаем использовать лепку, подключая все новые материалы. Стараемся подключать ребенка к домашним делам, например, к разбору продуктов из магазина, чтобы он научился контролировать свои действия.

Правила и особенности работы с детьми 6-7 лет

Период, в который проводится подготовка к школе, не приносит ничего кардинально нового. Занятия используем все те же, но с незначительными дополнениями.

  • Ребенок должен научиться самостоятельно делать аппликации. Сначала допускается предлагать ему заготовки для творчества, но очень скоро его нужно перевести и на их самостоятельное создание.
  • При рисовании особое внимание уделяем работе с карандашами. Малышу нужно научиться контролировать степень нажатия на инструмент, что позволит получать цвет различной интенсивности.
  • Игра «Тир» хорошо развивает глазомер, координацию и уверенность в ручках. На листе бумаги рисуем две мишени, сначала на одном уровне и недалеко друг от друга. Ставим на одной из них несколько точек, ребенок должен провести ровные линии точно к таким же точкам на второй мишени. Со временем увеличиваем расстояние между мишенями, делаем их разного размера, на разном уровне.

Специалисты считают, что занятия, направленные на развитие мелкой моторики, должны проводиться в индивидуальном порядке. Соперничество здесь ни к чему. Малыш должен спокойно и с удовольствием заниматься предложенным делом. Только в этом случае он действительно достигнет нужных успехов.

Оцените статью
Информационный портал о воспитании, развитии и здоровье детей