Почему ребенок не умеет завязывать шнурки и как его научить?

Некоторые родители считают, что даже не стоит задумываться, как научить ребенка завязывать шнурки. «Время придет, и малыш сам всему научится» любимая отговорка мам, пап и бабушек, стоящих на корточках перед 6-летним карапузом, который даже не пытается наклониться.

Психологи же считают, что отсутствие столь простого базового навыка не может принести ребенку ничего, кроме вреда. Дети быстро привыкают к тому, что их обслуживают другие, причем, по мере взросления эта черта только обостряется. Иногда присутствует и обратная реакция – малыш стесняется того, что не умеет выполнять столь простую манипуляцию и начинает обрастать комплексами, замыкаясь в себе. Лучше не доводить до проблем и вовремя обучить свое чадо завязывать шнурки.

В каком возрасте можно приступать к обучению?

В идеале об отработке навыка нужно позаботиться еще до того, как ребенок пойдет в детский сад. Если малыш сможет самостоятельно за собой ухаживать, то это облегчит труд воспитателей (хорошее отношение к ребенку обеспечено) и повысит его самооценку. Дополнительный плюс – снижение степени риска получения карапузом травмы. Воспитатель не всегда успевает завязывать развязавшиеся шнурки всем детям. А так, чадо само о себе позаботится и не упадет.

Получается, что приступать к обучению можно уже в 4-5 лет. Или даже раньше, если детские пальчики достаточно разработаны и обладают нужной силой. Сегодня существует немало игрушек и тренажеров в виде резинок и веревок, которые способствуют отработке необходимых навыков, не стоит отказываться от них в пользу менее функциональных и не столь полезных изделий.

Некоторые родители пытаются облегчить жизнь себе и малышу путем приобретения обуви на липучках. Данные варианты фиксации не отличаются такой надежностью, как шнурки, довольно быстро изнашиваются при регулярном использовании. В любом случае, ребенку однажды придется осваивать «нелегкую науку», и лучше сделать это как можно раньше.

С чего нужно начать и как освоить одну из техник?

Если досуг ребенка включал занятия с нитками, шнурками и резинками, то не возникнет вообще никаких трудностей. Родителям останется только направить энергию карапуза в нужное русло, спровоцировав у него интерес к манипуляции. Проще всего этого добиться, если внушить ребенку, что его новые ботиночки – самые лучшие и красивые в мире. Завладев вниманием чада, стоит показать ему процесс продевания шнурков в дырочки, детям это особенно нравится. Процесс создания красивых петелек тоже нужно интересно и весело обыграть, тогда карапуз обязательно захочет повторить действия родителя и добиться такого же результата.

Совет: Сегодня в детских магазинах можно найти специальные тренажеры, предназначенные для обучения малышей завязыванию шнурков. Обычно это рисунок предмета обуви, выполненный на плотной бумаге с отверстиями. К нему прилагаются яркие и крупные шнурки, на которых можно детально и доступно показать процесс шнурования.

Перед тем, как научить ребенка завязывать шнурки с помощью одной из двух самых простых техник, стоит запомнить следующие правила:

  1. Усаживать малыша нужно рядом с собой. Если он будет сидеть напротив, то получит информацию в зеркальном отражении, что его только запутает.
  2. Не стоит учить детей премудростям плетения с ботинком на ноге. Сначала пускай просто держит его на коленях и учится вязать петли.
  3. Один ботинок даем ребенку, второй берем себе. Психологи считают, что человечку, сидящему справа, лучше дать правый ботинок и наоборот. Отсутствие гармонии в положении элементов пары обуви может сбивать.
  4. Изделия нужно брать из одной пары, детям так намного проще работать.
  5. Сначала стоит потренироваться делать все самостоятельно, выполняя все действия очень медленно и разобрав процесс на этапы. Нужно задействовать минимальное количество пальцев, а не всю руку.

Далее приступаем непосредственно к обучению, используя один из простейших методов. Сначала стоит остановиться на одном из вариантов, не стоит предлагать малышу оба, ожидая, что он сам выберет понравившийся. Начать лучше всего с завязывания симметричного бантика, это гарантирует надежную фиксацию. Каждый из концов шнурка заворачиваем в петли и просто связываем их между собой, пропустив одну под другой. Если ребенку трудно, пробуем тот же вариант, но работаем только с одной петлей, второй конец свободен.

Детям нужно показывать последовательность действий столько раз, сколько им потребуется для запоминания. При этом голос родителей должен быть доброжелательным, располагающим, но не расслабляющим. Малыш должен понимать, что это не игра, а серьезное дело. Учитывая всю сложность манипуляции, у карапуза может не получится даже после десятка попыток. Нельзя раздражаться и выказывать своего недовольства. Не стоит уговаривать чадо позаниматься, обещая тому сладости или игрушки, а вот поощрить первые успехи нужно обязательно.

Что делать, если у малыша проблемы с мелкой моторикой?

Перед тем, как научить ребенка завязывать шнурки, необходимо убедиться, что его пальчики уже способны выполнять нужные действия. Малыши, испытывающие проблемы с данным навыком обычно отличаются плохо развитой мелкой моторикой. Есть несколько упражнений, которые помогут исправить это в короткие сроки:

  • Сбор детских паззлов. Это могут быть картинки, коврики или конструкторы. Интересная игра помогает детям быстрее овладеть своим телом, подготовить руки не только к завязыванию шнурков, но и письму.
  • Соединение точек. Можно приобрести журналы с такими рисунками или просто распечатать изображения. Ребенок должен будет как можно аккуратнее соединять точки, чтобы получить контур предмета.
  • Работа с мелкими предметами. Под присмотром родителей малыш может перебирать, собирать, нанизывать, пересчитывать, перекладывать и просто осматривать очень мелкие предметы (монеты, пуговицы, крупные бусины, горошины, прищепки).
  • Пальчиковые игры. «Сорока-белобока» и тому подобные стишки, которые сопровождаются движениями рук, придуманы не только для развлечения детей, но и для их развития. Мамы не просто должны показывать своим деткам различные сценки, но и просить тех повторить манипуляции.
  • Работа с песком. Это может быть инновационный кинетический песок, в состав которого входит полимер, или простой речной. Создание из материала фигурок различных форм требует от ребенка осуществления контроля за своими действиями, что положительно сказывается на моторике. В крайнем случае, можно просто порисовать пальцами на песке, что не менее полезно.

У кого-то процесс обучения занимает недели, кто-то осваивает новую науку за пару дней. Со стороны родителей требуются только поддержка, внимание и терпение, тогда к ребенку быстрее придет успех.

Оцените статью
Информационный портал о воспитании, развитии и здоровье детей